01.04.09
Работу пассажирского транспорта контролирует спутник
В Новосибирске продолжается внедрение современных информационных технологий организации перевозочного процесса на пассажирском транспорте. Сейчас по новой автоматизированной спутниковой системе управления в городе работает весь муниципальный транспорт и более 300 частных автобусов.
Повышение качества транспортного обслуживания населения - приоритетная задача отраслевого департамента мэрии. Оптимизировать работу пассажирского транспорта, сделать более удобной для горожан маршрутную сеть удается благодаря применению инновационных технологий организации перевозочного процесса. Не первый год в Новосибирске одновременно реализуется несколько проектов по внедрению современных транспортных систем. В частности, в 2009 году одним из основных направлений работы специалистов станет продолжение проекта подключения пассажирского автотранспорта к автоматизированной спутниковой системе диспетчерского управления - АСУ "Навигация". В настоящий момент комплектами бортовой аппаратуры оборудованы и подключены к системе все муниципальные троллейбусы и автобусы, а также более 300 машин коммерческих перевозчиков. Таким образом, сейчас по АСУ "Навигация" работает около тысячи единиц подвижного состава пассажирского транспорта.
Главное предназначение системы - обеспечить в режиме реального времени контроль выполнения маршрутной схемы и графика движения транспортного средства. На электронной карте города оператор диспетчерского пункта видит все передвижения автобуса или троллейбуса, получает полную информацию о его пробеге, скорости и интервалах движения, отклонениях от расписания следования, режимах труда и отдыха водителей и т.д. АСУ автоматически формирует сообщения обо всех отклонениях процесса перевозок (невыход на линию, опоздание или опережение графика, нарушение схемы следования и др.) и оперативно отражает их на мониторах специалистов центра управления. Благодаря этому диспетчеры имеют возможность быстро вносить необходимые изменения в режим работы определенных маршрутов или транспортных средств в случае возникновения внештатных ситуаций (авария на линии, ДТП, уплотненное движение на магистралях и т.д.). Корректировать работу водителей можно как с помощью смс-сообщений, так и посредством голосовой радиосвязи "диспетчер - водитель". Все переговоры записываются в архив и могут быть прослушаны в любой момент. Кроме того, архивируется и история движения транспортного средства за каждый день его работы. Как отмечает Людмила Горшенина, начальник отдела диспетчерского управления МУ "ЦУГАЭТ", ранее вносить изменения в работу маршрута и получать инструкции по дальнейшему движению водитель мог только по прибытии на конечную остановку, где располагался линейный диспетчерский пункт. Теперь все команды поступают оперативно и централизованно - через автоматизированный диспетчерский центр.
Существует и ряд других преимуществ системы, облегчающих работу водителей. Во-первых, теперь им не приходится отвлекаться на объявление очередной остановки на маршруте. Как рассказал начальник управления пассажирских перевозок мэрии Валерий Новосёлов, система навигации в Новосибирске совмещена через спутниковую связь с аудиоинформаторами, установленными в салонах транспортных средств. Поэтому информирование пассажиров об остановках осуществляется автоматически посредством спутниковой навигации. Именно спутник дает команду информатору в салоне о том, что автобус подъезжает к той или иной остановке.
Еще одно новшество системы - в кабинах водителей появилось специальное бортовое оборудование, на экран которого выводится текущее время, номер маршрута, информация об опережении или отставании от графика движения, а также расписание следования маршрута на три последующих остановки. На этот же монитор выводятся смс-сообщения с командами диспетчера. Кроме того, водитель имеет возможность выбрать из списка формализованных сообщений ("ДТП", "внештатная ситуация", "затор на линии" и др.) подходящее и оперативно передать диспетчеру.
Внедрение автоматизированной системы управления пассажирским транспортом в Новосибирске началось в конце 2007 года в рамках федеральной целевой программы. Разработка системы АСУ "Навигация" проходила при совместном финансировании Минтранса РФ и мэрии Новосибирска. Специалисты отмечают, что за полтора года система показала свою эффективность и позволила значительно оптимизировать работу общественного транспорта - уменьшилось количество рейсов с нарушением графиков движения, повысилась оперативность прибытия техпомощи благодаря более быстрому определению места схода с линии транспортного средства и др. Поэтому мэрией принято принципиальное решение развивать этот проект. Задача 2009 года - полностью подключить коммерческий пассажирский транспорт к АСУ "Навигация".
Пресс-центр мэрии Новосибирска
|