Добро пожаловать!  Обратная связь  В избранное  Главная страница

Погода

ФОБОС: погода в г. Новосибирск

Полезные ссылки

Система "Город"
Ассоциация сибирских и дальневосточных городов
Стратегический план устойчивого развития Новосибирска
Сайт комитета по делам молодежи мэрии Новосибирска
Новосибирский городской информационно-образовательный сервер
Международная ассамблея столиц и крупных городов
15.12.05 Банки готовы участвовать в ипотеке, только нужно решить ряд проблем

Роль банковского сектора в решении задач социально-экономического развития регионов обсудил вчера в Новосибирске Президент РФ Владимир Путин с руководителями крупнейших банков и руководителями федеральных и региональных органов власти.

Помимо банкиров участие в совещании приняли замминистра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов, замминистра финансов РФ Сергей Шаталов, полномочный представитель Президента РФ в СФО Анатолий Квашнин, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский, мэр Новосибирска Владимир Городецкий.

Президент отметил, что Новосибирск был выбран для проведения совещания неслучайно: «Экономический подъем Сибири – это один из определяющих и долгосрочных факторов социально-экономического развития России в целом. И в этой связи крайне важно иметь устойчивую финансово-кредитную систему». Президент обратил внимание на то, что социально-экономическое развитие регионов Сибири сегодня во многом связано с созданием инновационных производств, с хозяйственным освоением перспективных территорий и финансированием крупных инфраструктурных проектов.

Неудивительно, что одной из основных тем обсуждения стал вопрос развития ипотечного кредитования. Президент подчеркнул, что банки должны активнее подключаться и к реализации приоритетных национальных проектов: «Я готов внимательно обсудить ваши предложения по формированию эффективного рынка ипотечных ценных бумаг, укреплению доверия к ним со стороны инвесторов». По словам председателя правления Сбербанка РФ Андрея Казьмина, объем кредитования населения за 9 месяцев 2005 года превысил 420 млрд рублей (это — почти четверть кредитного портфеля банка). При этом объем кредитования жилищных программ Сбербанком составил 60 млрд рублей (это примерно 60% от общих объемов рынка жилищного кредитования). Правда, на получение ипотечного кредита сегодня могут рассчитывать лишь около 10% трудоспособного населения. Хотя, по мнению Андрея Казьмина, готовность банков кредитовать жилищные программы — «налицо». И объемы могут возрасти в несколько раз, «если совместно с органами госвласти решить ряд проблем». Во-первых, это высокая стоимость жилья, во-вторых, низкая платежеспособность населения, а в-третьих, проблемы банков.

Проблемы чисто банковского характера, которые сдерживают активность банков в жилищном кредитовании, это – отсутствие переселенческого фонда. Из-за того, что должника-неплательщика некуда переселять, банки не могут эффективно реализовать право использования залога жилья. Кроме того, российские требования по достаточности капитала более жесткие, чем международные. За рубежом достаточный капитал по ипотечным кредитам установлен в размере 35%, у нас в стране – 100%. Поэтому в России эти кредиты считаются одними из самых рисковых, что серьезно сдерживает инициативу банков по ипотечному кредитованию. Еще одна проблема – недостаточность долгосрочных ресурсов российских банков, и здесь дополнительным ограничителем является порядок расчета норматива долгосрочной ликвидности. Международные требования и в этом случае более гибкие.

Одна из причин роста цен на жилье: высокая себестоимость. Резерв здесь в том, что первичный рынок выделения участков под застройку находится в ведении местных органов власти и «подлежит административному регулированию», то есть доступен для непосредственной государственной поддержки. Во многих случаях существенным фактором, влияющим на конечную себестоимость, является практика обременения строительства различными дополнительными условиями (по развитию социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры).

Вторая причина роста стоимости жилья, отмечает Андрей Казьмин, это хроническое превышение спроса над предложением. Во многом это связано с новой —редакцией закона о долевом участии в строительстве. Цели были поставлены правильные — уйти от «серых» схем, которые применяли застройщики. Но в результате, застройщики оказались отсеченными от «белых» денег населения, и испытывают серьезные проблемы при получении банковских кредитов, потому что на банки возложена обязанность выдавать солидарные гарантии по рискам, которые они не контролируют. В итоге объем вновь начинаемого строительства жилья существенно снизился, отмечает Андрей Казьмин. Решить эту проблему можно, если внести в федеральный закон № 214 коррективы: банки не должны обременяться солидарной ответственностью по проекту. Кроме того, по нынешней редакции закона права банков на залог являются вторичными по сравнению с правами других инвесторов, что также не способствует увеличению банками объемов кредитования строительства.

Уменьшить издержки строителей можно за счет снятия с них бремени по развитию инженерной инфраструктуры. Банкиры предлагают решать вопросы строительства инженерных коммуникаций на выделяемых под застройку площадках за счет федерального и региональных бюджетов. Между тем, как отметил замминистра экономразвития Андрей Шаронов, в рамках новой федеральной программы «Жилище», которая сейчас обсуждается, и проекта бюджета на 2006 год предусматриваются средства на субсидирование процентной ставки по кредитам, предоставляемым на развитие инженерной инфраструктуры участков перспективного строительства. «Это два разных бизнеса и мы хотим помочь тому бизнесу, который готов заниматься инженерной подготовкой площадок, на которые придет уже другой бизнес, — подчеркнул Андрей Шаронов.— Те инвесторы, которые строят жилье, говорят, что если включать в затраты стоимость инженерной инфраструктуры, вложенных средств «не отобьешь». Застройщики предлагают разделить эти две проблемы и тогда они готовы приходить на подготовленные площадки на достаточно щадящих условиях с точки зрения конечной стоимости жилья».

Об опыте Новосибирской области в решении этой проблемы рассказал губернатор Виктор Толоконский. «Все инженерные коммуникации для жилищного строительства стоятся за счет средств локальных монополий. Застройщик не должен больше оплачивать дополнительную нагрузку ни по электроэнергии, ни по теплу, ни по воде. Никто не может ему навязать в технические условия строительство новых коммуникаций, — подчеркнул губернатор. – И если это часть города, где существует дефицит, не хватает каких-то технических условий, срабатывает правило, что локальные монополии подписывают договор с застройщиком, по которому в течение определенного срока они обязаны выкупить у инвестора вложения в коммуникации». Целый ряд подобных мер будет способствовать увеличению объемов строительства уже в ближайшее время на 20%: в нынешнем году в целом по области будет сдано 750 тыс кв. м, а уже на следующий год власти ставят задачу увеличить объемы до 1 млн кв. м. «А площадок – только в Новосибирске — мэрия подготовила сегодня для строительства и ввода 4,5 млн кв. м»,— отметил губернатор.

Для ускорения строительства следует установить нормативные сроки, за которые застройщик должен реализовать проект, убежден президент Сбербанка. Не секрет, что в крупных городах, в том числе Москве и Петербурге, немало случаев, когда выделенные площадки под застройку пустуют, и проект не реализуется. Естественно, что стоимость строительства в этих случаях возрастает. Кроме того, необходимо установить и нормативные сроки согласования строительной документации, отметили участники совещания. Каждый проект согласовывают не только региональные, муниципальные службы, но и службы федерального подчинения. И порой сбор всех необходимых подписей затягивается на несколько месяцев. В Минэкономразвития убеждены, что нужно формализовать все основные процедуры – расписать их пошагово так, чтобы от них сложно было отклониться. Это должно существенно облегчить для застройщиков возможность получения всех разрешений. В то же вр

Пресс-центр мэрии Новосибирска

Ссылки по теме:

Встреча мэра с президентом РАС    /18.05.2006/
Встреча мэра с президентом РАС    /18.05.2006/
Послание президента РФ: комментарий мэра     /13.05.2006/
Соглашение об охране водных объектов    /27.04.2006/
Визит Рустэма Хамитова - анонс круглого стола    /25.04.2006/
Приезд главы Росводресурсов Рустэма Хамитова    /25.04.2006/
Встреча мэра с комиссией Общественной палаты РФ    /22.04.2006/
Встретился с Председателем Союза журналистов     /06.04.2006/
Ответственность муниципалитета    /06.04.2006/
Парламентские слушания в Госдуме    /23.03.2006/
Депутатские слушания    /13.02.2006/
Реформа ЖКХ. С президиума администрации НСО    /07.02.2006/
Совет при Президенте РФ    /07.12.2005/
Приоритеты национальной политики    /07.12.2005/
Совет при Президенте    /07.12.2005/
   © Пресс-центр мэрии Новосибирска, 2004-2006.   Обратная связь
Редакция приветствует использование материалов сайта при условии ссылки на источник.
Rambler's Top100