Добро пожаловать!  Приемная мэра  В избранное  Главная страница

Погода

ФОБОС: погода в г. Новосибирск

Полезные ссылки

Система "Город"
Ассоциация сибирских и дальневосточных городов
Стратегический план устойчивого развития Новосибирска
Сайт комитета по делам молодежи мэрии Новосибирска
Новосибирский городской информационно-образовательный сервер
Международная ассамблея столиц и крупных городов

26 ноября.

      14:00

 "Телемост" установлен! На прямой видеосвязи - 6 школ, центр "Эгида" и большой зал мэрии 

Видеоконференция подобного масштаба проходит в Новосибирске впервые. Ее основная цель - продемонстрировать широкие возможности новейших технологий. Причем, показать их не на абстрактном примере, а на сфере, положение дел в которой касается каждого из нас - на школьном образовании.

В новосибирских школах реализуются программы и проекты, направленные на создание единого информатизированного образовательного пространства. Классы оснащаются компьютерной техникой, прокладываются оптоволоконные линии связи. Учителя проходят специальное обучение в центре "Эгида" - для наиболее эффективного использования в школах современного оборудования.

Видеоконференция объединяет все эти программы. Ее трансляция ведется как через видеокамеры, с помощью оптоволоконных линий связи, так и через Интернет - на сайтах мэрии и мэра Новосибирска.

Это обстоятельство подчеркивает в обращении к участникам и наблюдателям ведущий конференции, начальник департамента информационной политики мэрии Новосибирска Александр Захарович Моисеев.

Он объясняет участникам и наблюдателям технологию проведения необычной встречи: в зале заседаний мэрии установлены три больших экрана. На центральном выложены "картинки" со всех 8-ми "активных" площадок. На втором экране - трансляция видеоконференции в том виде, в каком она идет в Интернет. Третий экран выполняет вспомогательную функцию: на него выводится изображение, поступающее с охранных видео-камер - непосредственно из школьных коридоров и дворов.

 

26 ноября.

      14:05

В видеоконференции участвуют более 200 человек. Знакомимся

Александр Захарович Моисеев представляет участников и наблюдателей, собравшихся на восьми площадках. Среди них мало случайных людей, хотя интерес к видеоконференции велик: понаблюдать за ходом виртуальной встречи пришли даже представители из других городов, собравшиеся в Новосибирск на семинар-совещание АСДГ. И все же основу аудитории составляют те, от кого зависит решение вопросов в сфере образования, начиная от финансирования отрасли, заканчивая содержанием образовательного процесса и подготовкой кадров.

Ключевая фигура - мэр Новосибирска Владимир Филиппович Городецкий. Он готов ответить на все вопросы аудитории и задать свои. Но главной своей задачей здесь он видит оценку городских программ, направленных на модернизацию образования. Эффективно ли расходуются бюджетные средства? Верно ли расставлены приоритеты? Адекватен ли техническому прогрессу темп компьютеризации новосибирских школ? Наконец, а нужен ли этот технический прогресс самим школам?

Ответы на эти вопросы важно услышать мэру и потому, что их дадут не только специалисты - руководители отрасли, но и школьники, педагоги, родители.

Участвует в видеоконференции председатель городского Совета Надежда Николаевна Болтенко. Подготовка бюджета Новосибирска на 2005 год практически завершена. Документ прошел первое чтение, его основные параметры утверждены. Но впечатление от видеоконференции может пригодиться депутатам в дальнейшей работе.

Александр Захарович представляет заместителей мэра: Валерия Александровича Федорова и Василия Андреевича Скосырского, в чьей воле и компетенции сегодня объединить усилия самых разных учреждений в решении единых, социально значимых, задач. Речь идет об объединении структур власти, социально ответственного бизнеса, науки и других представителей городского сообщества.

Видеоконференция - яркий пример такого сотрудничества. Наравне с департаментами мэрии в ее подготовке участвовали коммерческие фирмы, предприятия, научно-исследовательские организации.

В большом зале мэрии - руководители отрасли: начальник департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики Владимир Андреевич Афанасьев и начальник управления образования Геннадий Алексеевич Старцев; представители вузов, комитета по делам молодежи и другие.

Основную заботу по технической подготовке конференции взяли на себя начальник департамента связи и информатизации мэрии Вячеслав Евгеньевич Шибанов и генеральный директор управляющей компании "Мегаком", советник мэра Виктор Григорьевич Литуев. Сегодня они - в зале, и готовы ответить на вопросы, касающиеся технической стороны проекта.

 

26 ноября.

      14:07

Продолжается приветствие участников. Одна за другой в эфир выходят образовательные площадки

Перекличку площадок открывает Лицей информационных технологий Кировского района. Заминка (в аудитории забыли включить микрофон) дает возможность остальным участникам еще раз проверить готовность аппаратуры и преодолеть волнение.

То, что волнуются сегодня все, заметно даже на расстоянии. И это объяснимо: видеоконференция подобного масштаба проводится в городе впервые. Происходящее транслируется в Интернет, и первый срез статистики фиксирует более 200 обращений из Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Владивостока, и это - только на сайт мэра. Напоминаем, что видео-трансляция ведется на сайте мэрии, там же идет фоторепортаж и сбор вопросов интернет-аудитории.

Микрофон включен, и IT-Лицей представляет Елена Ивановна Казакова, координатор площадки. Она подчеркивает, что ЛИТ является базовой площадкой в Кировском районе по вопросу информатизации. Здесь накоплен универсальный опыт по внедрению информационных технологий в учебный процесс. Трансляция ведется с урока английского языка. Рассказывать, в чем преимущество современных технологий в изучении предметов, в частности, иностранных языков, будут сами школьники.

Следующим в эфир выходит городской центр информатизации "Эгида" и заместитель директора этого центра Сергей Владимирович Федорчук. Это самое молодое из образовательных учреждений города: центр создан в августе 2004 г., с целью внедрения новых образовательных технологий, основанных на использовании электронных средств обучения. В "Эгиде" собрались слушатели курса по программе INTEL "Образование для будущего".

Слово - гимназии 9, представляет которую Ирина Михайловна Артамонова. "Цветом" района она называет тех, кто собрался сегодня в аудитории. Это - представители детских организаций, лидеры нового поколения, и их волнуют проблемы школьного самоуправления. Ирина Михайловна надеется, что вопросы, обсуждаемые в гимназии, найдут отклик в сердцах всех участников конференции.

Школу 158 Калининского района и ее 10-й "Б" класс представляет директор школы Нина Евстафьевна Шевякова. В аудитории идет факультативное занятие по курсу "Основы правоведения". Школьники-правоведы готовы и себя показать, и других послушать.

В эфире - директор 136-й школы Ленинского района Галина Ильинична Соломеева, которая даже в 2 минуты формальной визитки вложила свою гордость талантливыми педагогами и не менее талантливыми учениками. Школа расположена по соседству сразу с несколькими вузами, и такое соседство, по словам директора, определяет социум школы. Ученики здесь настроены на получение знаний, родители требовательны и инициативны. Родители, входящие в попечительский совет, и будут сегодня представлять школу на видеоконференции.

Все внимание - лицею 22 Железнодорожного района, одному из старейших образовательных учреждений города. Лицей силен здоровьесберегающими программами, и сегодня готов поделиться своими наработками с участниками видеоконференции. Представляет лицей и его "творческую группу" директор учреждения Татьяна Васильевна Ведяева.

Завершает перекличку Екатерина Николаевна Соловьева, которая представляет гимназию 1 Центрального района и ее уникальную библиотеку.

 

26 ноября.

      14:15

Участников конференции приветствует Владимир Городецкий

Мэр Новосибирска благодарит всех, кто участвовал в подготовке конференции: "Я рад всех вас приветствовать! Рад, что среди участников конференции наши партнеры, в том числе - институт электронных программно-методических средств обучения, группа компаний F1. Рад, что здесь есть представители депутатского корпуса, потому что программы компьютеризации школ утверждались на городском совете, и, думаю, им важно убедиться, насколько они перспективны.

Да, мы гордимся, что уже сегодня на 49 учащихся у нас приходится 1 компьютер, хотя в целом по России это соотношение - сто к одному.

Но нам нужно увидеть: какими возможностями мы вооружили педагогическое сообщество, насколько ребятам будет интереснее такой образовательный процесс, где еще можно применить эти технологии. Думаю, мы сегодня найдем ответы на эти вопросы. И главное, определим дальнейшие меры по совершенствованию систем, их развитию. Если убедимся, что начало правильное, то в ближайшее время мы сможем утвердить программы, которые позволят ускорить движение в этом направлении".

 

26 ноября.

      14:16

Лицей информационных технологий: учиться за компьютером интереснее

Первым в эфир выходит Лицей информационных технологий. Трансляция ведется с урока английского языка 11 класса. Напомним, что лицей является базовым в Кировском районе в информатизации школ. Здесь создана универсальная модель единого информационного пространства, современные технологии прочно вошли в процесс обучения. Более половины педагогов лицея используют их в своей работе. А лицеисты две недели назад стали победителями Российской дистанционной олимпиады по информатике.

По мнению учителя английского языка Татьяны Петровны Гущиной, информационные технологии позволяют учитывать особенности учеников, адаптировать школьные программы для каждого из них. Не секрет, что интернет вообще привлекателен для школьников. Он позволяет учиться автономно, самостоятельно. Задача школы - научить использовать его возможности в полной мере.

Помогают ли современные технологии изучать предмет, спрашивает Владимир Городецкий у самих ребят.

Лицеистка Екатерина Мешкова считает, что использование компьютерных технологий на уроках дает более высокие шансы на поступление в вуз. "Да и учиться с помощью компьютера гораздо интереснее, чем с простыми учебниками", - уверенно заявляет Катя.

 
26 ноября.

      14:17

"Эгида" - центр по подготовке продвинутых юзеров

Слово передается следующей площадке - Городскому центру информатизации "Эгида". Здесь собрались необычные ученики: учителя - слушатели курсов повышения квалификации.

Новые технологии уже не первый год активно применяются в учебном процессе. Практически все школы Новосибирска оснащены компьютерами. Только в 2002-2003 годах было приобретено более 100 компьютерных классов, мультимедийные проекторы, сетевое оборудование, принтеры, модемы, программное обеспечение. Но оснастить школы оказалось недостаточным.

Для эффективного использования современного оборудования потребовались знания, которых у большинства школьных учителей нет. Чтобы исправить ситуацию, в августе в Новосибирске был создан центр "Эгида", где только по программе INTEL прошли обучение более 250 педагогов.

С января 2005 года "Эгида" будет проводить обучение уже по трем направлениям, куда войдут как общие, так и специализированные курсы для учителей-предметников, преподавателей информатики, школьных бухгалтеров.

Владимир Городецкий просит педагогов оценить, какой вклад в освоение компьютерных технологий дают те часы, которые они проводят в "Эгиде". Достаточно ли этого времени для изменения подходов преподавания? По мнению одной из "учениц" "Эгиды", программа INTEL дает знания, необходимые в повседневной деятельности.

26 ноября.

      14:26

Гимназия 9: "Нам нравится наша работа". "И нам нравится ваша работа", - резюме выступления мэра

В эфире - гимназия N9, где собрались сегодня представители школьных организаций. В журналистике, играх КВН, конкурсах, фестивалях - каждый из них проявляется в своем деле. Но все они - безусловно, лидеры своего поколения.

Органы школьного самоуправления созданы и работают в 177 общеобразовательных учреждениях города, в том числе в десяти - Заельцовского района. Самыми яркими проектами школьных общественных организаций стали конкурс социальных проектов "Мой город" и игрофестиваль для воспитанников детских домов и ребят, занимающихся в клубах по месту жительства.

Современные IT-технологии могли бы значительно расширить границы деятельности организаций школьного самоуправления, сделали бы более динамичным обмен опытом с другими регионами а, возможно, и странами. А готовы ли к этому школьники? Есть ли о чем им рассказать своим сверстникам из других городов?

Есть. И уже рассказывают. Причем, не только россиянам, но и коллегам из других стран. По крайней мере, детский экологический музей, созданный Центром экологической инициативы, оказался интересен представителям "зеленого движения" Англии, Дании, Польши, Японии и даже Филиппин.

Борьба с распространением наркотиков в школьной среде, помощь детским домам, организация телефонов доверия по правам ребенка... Вот такие интересы у школьников Заельцовского района.

От мэра города им интересно услышать, стоит ли детским организациям рассчитывать на финансовую поддержку властей?

Отвечая на вопрос, Владимир Городецкий, прежде всего, подчеркивает значимость того, чем занимаются ребята: "Мне сложно представить, какими бы стали в жизни мы, если бы в свое время у нас не было возможности пройти школу таких общественных организаций. Октябрятами, пионерами, комсомольцами - мы формировали основы жизненной позиции. К сожалению, такие формы общественных объединений были утеряны. И то, чем сегодня занимаетесь вы, трудно переоценить. Неважно, как называется организация: "Родничок" или "Бригантина", у ребят есть мотивы объединяться, становиться лидерами".

"Что касается механизма финансирования, то, поддержка, несомненно, будет. В какой форме - нужно обсудить. Возможно, это будет система грантов, или иные подходы. Но - обязательно будет", - подчеркивает мэр.

26 ноября.

      14:45

Школа 158 выводит формулу современного выпускника: иностранный язык+компьютер+право 

К видеоконференции подключилась школа N 158. Видеоконференцию в ней воспринимают как праздник: не каждый день педагоги общаются с таким количеством коллег из других школ, получают так много интересной информации о самых разных школьных программах.

Вещание из школы идет с факультативного занятия гуманитарно-правового класса. Факультатив охватывает все области права: конституционное, гражданское, семейное, уголовное. По мнению педагогов школы, правовые знания являются ключевым звеном в модели современного человека, наряду со знанием иностранных языков и владением компьютером. От правовой грамотности во многом зависит благополучие как отдельного человека, подростка, так и общества в целом.

Сегодняшнее занятие посвящено основам местного самоуправления. И видеоконференция дает ребятам возможность обратиться к главе местного самоуправления, получить из уст практика ответы на интересующие их вопросы. А волнует ребят весьма серьезная проблема - механизмы реализации Закона об основах организации местного самоуправления. "Почему этот закон на территории нашей области вступает в силу на год раньше, чем в целом в России?" - спрашивают они.

Для Владимира Филипповича эта тема очень близка. Он сам участвовал в разработке положений документа, и как никто другой понимает важность изменений в организации местного самоуправления. Но и четко осознает проблемы, которые могут появиться при реализации закона.

Что касается сроков, то, по словам мэра, Новосибирская область оказалась наиболее готова к реализации закона. Проведена серьезная подготовительная работа. И даже бюджет 2005 года формируется с учетом нововведений.

"Полномочия муниципалитета уменьшатся или увеличатся с принятием нового закона?" - волнует школьников.

"Сколько бы ни было полномочий, ответственности не уменьшится, - считает Владимир Городецкий. - Что бы ни происходило в городе, за все несет ответственность местная власть. Случись что, люди идут к мэру, в городской совет - с просьбой разобраться и помочь".

По видеоизображению, поступающему с площадки, видно, что это далеко не последний вопрос в адрес мэра. Ведущий подшучивает над ребятами: "Хорошо вы там, в 158-й, устроились:)). Мэр у вас в репетиторах :))".

К общению подключается председатель городского Совета Надежда Николаевна Болтенко. Ее интересует, готовы ли школьники уже сегодня участвовать в работе молодежного парламента, совета при молодежном мэре Новосибирска? - "Конечно, готовы. Ведь мы не случайно выбрали такой профиль, как правоведение", - отвечают десятиклассники.

И вновь вопрос мэру. Можно с уверенностью говорить, что он задан от имени всех школьников Новосибирска: "Можем ли мы побольше пользоваться интернетом? И кто за все это будет платить?"

Выделение лимитов образовательным учреждениям на выход в Интернет Владимир Городецкий считает началом этой работы. "Как быть дальше? Будем анализировать. Я не сторонник делать бесплатным выход в Интернет в дни каникул. Лучше сделаю бесплатным проезд в транспорте, чтобы вы могли хорошо отдохнуть: информационными системами надо пользоваться во время учебы. И если Интернет поможет вам в учебе, то - будем увеличивать лимиты", - ответил Владимир Городецкий.

26 ноября.

      15:03

В школе 136 уверены: школьному образованию нужен городской фонд поддержки. И попечительский совет школы готов поделиться своим опытом при его создании

Следующая площадка представлена попечительским советом. Это - школа N 136 Ленинского района, один из ярких примеров, показывающих, как сегодня важны партнерские отношения между учителями, родителями и учениками. О многом говорит тот факт, что сами школьники называют 136-ю "школой добрых отношений". Родители здесь активно включаются в общественное управление школой.

Пользуясь возможностью, попечители спрашивают мэра: возможно ли создание городского фонда поддержки школьного образования, который бы объединил возможности не только родителей, но и предприятий, организаций и даже средств массовой информации?

"Чтобы прийти к этой идее, - отвечает Владимир Филиппович, - нужно пройти путь и накопить опыт в каждом образовательном учреждении. В прошлом году я встречался с руководителями всех учреждений образования, и мы договорились: разработать для этого нормативную базу. Кое-что мы сделали. Но полной ясности того, как родители могут управлять, вместе с администрацией, жизнью школы, распоряжаться средствами, - нет. Давайте договоримся: чтобы подойти к общегородской системе, в следующем году проанализируем состояние этих дел в каждом учреждении".

26 ноября.

      15:10

Лицей 22: главная задача начальной школы - сохранить здоровье учеников

К видеоконференции подключился лицей 22 Железнодорожного района. Здесь, на педсовете, речь идет о применении здоровьесберегающих технологий в образовании. Еще в 70-е годы прошлого века вопрос влияния школьного образования на здоровье детей приобрел остроту. У таких болезней, как нарушение зрения, осанки, деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, неврозов, было выявлено "школьное происхождение".

Современная "школа здоровья" - это школа, в которой созданы условия для сохранения и улучшения здоровья воспитанников, коррекции расстройств и нарушений. Не нужно забывать, подчеркивают специалисты, что школа сегодня - серьезный психогенный фактор. Понятие синдрома хронической усталости прочно вошло в нашу жизнь, его жертвой все чаще становятся дети. Да и педагоги в 80% случаев подвержены "профессиональному сгоранию" и синдрому эмоционального напряжения.

В лицее 22 разработана программа психологического сопровождения, для того, чтобы создать благоприятные условия обучения. По мнению психологов лицея, эмоционально благополучный урок является основой успешного обучения. Специалисты лицея постоянно проводят психолого-педагогический анализ уроков, диагностические обследования, результаты которых используются для повышения психологической культуры педагогов.

Высоко оценивая значимость программы "Здоровый город", педагоги, тем не менее, обращают внимание мэра на весьма скромное оснащение стоматологических кабинетов. На что Владимир Городецкий отвечает: "Я не сторонник считать школу подразделением какого-то лечебного учреждения. В феврале-марте мы еще раз встретимся со всеми вами и обратим внимание, в том числе, и на этот вопрос. Но ставить в школы суперустановки для лечения зубов - не совсем верный подход. Школьный медицинский кабинет нужен для своевременного мониторинга здоровья учеников, а не для дублирования функций лечебных учреждений".

К разговору подключается Надежда Николаевна Болтенко, и задает вопрос, на который получает теплый отклик педагогов: "А каково здоровье педагогов в вашем лицее?"

И на это лицею есть что сказать. Безусловно, здесь учителей не лечат. Но спорт, общение в свободное время, игры в КВН - все это помогает полноценно отдыхать, восстанавливаться эмоционально и, в конечном счете, лучше себя чувствовать.

 

26 ноября.

      15:23

В гимназии N 1 знают, где находится сердце образовательного учреждения. В библиотеке!

К телемосту подключилась седьмая площадка - библиотека новосибирской гимназии N 1. В сентябре 2003 года библиотека стала финалистом Всероссийского конкурса школьных библиотек "Библиобраз". Этот конкурс проводился Центром развития русского языка под патронажем Людмилы Путиной.

В настоящее время в фонде библиотеки 25,6 тыс. книг, более 37 тыс. учебников, 555 медиаресурсов (видеокассет, CD-дисков, аудиокассет). Библиотека оборудована 8 компьютерами, сервером, сканером, ксероксом, мультимедийным проектором и экраном, видео-двойкой, видеокамерой и фотокамерой.

В рамках создания единого информационного пространства в гимназии разработан собственный сайт. Причем, в 2001 году своя страница на сайте появилась и у библиотеки гимназии. Его поддерживают сами ученики и работники библиотеки.

В гимназии N 1 считают, что свободное ориентирование в современном информационном пространстве очень важно для учеников. Объемы информации по каждой учебной дисциплине растут, при этом реальное время обучения - сокращается. В таких условиях, по мнению сотрудников школы, важно вовремя перейти от "школы знаний" к "школе развития информационных умений". И библиотека выступает здесь как ключевой элемент.

Гимназии нужна ставка библиографа, и об этом участники конференции сказали мэру. Владимир Городецкий поручил управлению образования проанализировать ситуацию и, при необходимости, ввести изменение в штатное расписание. Но вести эту работу не точечно, а - на общегородском уровне. Однако создавать библиотеки, подобные этой, в каждой школе - не стоит. Современные технологии позволяют создавать общие фонды, доступ к которым будут иметь все образовательные площадки города. На этом и надо сосредотачивать усилия, - таково мнение мэра.

А гимназистов волнует, как обстоят дела с безопасностью в школах. Владимир Городецкий рассказывает, что этот вопрос решается сразу в нескольких направлениях. В частности, около 17 млн рублей заложено в бюджете на установку "тревожных" кнопок, с помощью которых можно оперативно сообщать в милицию об опасности.

26 ноября.

      15:36

Вопрос - ответ

Заключительная часть видеоконференции проведена в форме блиц-опроса. Приводим наиболее интересные вопросы и ответы на них:

Лицей N200: "Будут ли привлекаться молодые люди для работы в школе?"

В. Городецкий: "Я бы попросил автора вопроса показать пример, и после обучения в вузе вернуться работать в родную школу".

Директор института молодежой политики Валентина Пель рада, что прозвучал такой вопрос. Она с надеждой смотрит на решение проблемы дефицита мужчин-педагогов в образовании. В этом году именно из 200-го лицея в педуниверситет пришло учиться трое молодых людей. И это - только начало, уверена она.

Вопрос с сайта: "Будет ли продолжаться подключение школ к оптоволокну? Мы не участвуем в конференции, но тоже хотим".

"Я сегодня убедился: мы все умеем делать, - отвечает мэр. - Освоили чудеса технологии. Есть прекрасные специалисты. Есть в городе партнеры, которые готовы поддержать нас в освоении и развитии технологий. Что касается планов, то здесь многое зависит от финансовых возможностей. Но мы будем продолжать планомерное подключение школ к оптоволокну. И еще. Вы должны понимать, что такое дело должно быть возвратным. Вы должны отвечать на такое оснащение школ совершенно новым качеством знаний".

26 ноября.

      15:49

Видеоконференция: подводим итоги. Мнение едино: стоит продолжать

Так или иначе, но время конференции истекает. И присутствующие получают возможность высказать свое мнение и в целом о компьютеризации образования, и о конференции в частности.

У руководителей структурных подразделений мэрии, представителей науки, руководителей фирм, благодаря техническому участию которых видеоконференция состоялась, мнения совпадают: работу по созданию единого информационного пространства в образовании нужно продолжать.

Владимир Городецкий искренне благодарит и участников, и организаторов конференции, особенно - департамент связи и информатизации мэрии Новосибирска, который взял на себя самую сложную часть технической работы.

"Понятно, что сегодня мы выбрали семь наиболее "продвинутых" школ, и в каждой из них есть что-то свое, - обратился В. Городецкий к участникам. - Я вдохновлен работой, которая проводится по школьному самоуправлению. Это воспитание активной жизненной позиции, воспитание лидеров, и переоценить эту работу невозможно".

А Надежда Болтенко призналась, что теперь депутатам будет сложно рассматривать во втором чтении бюджет, без изменения объемов финансирования его статей: "Сегодня мы убедились, что программы по созданию единого информационного пространства города нам нужно усилить. Это интересно, это полезно. Это необходимо".

Уже после окончания видеоконференции, в интервью ГТРК "Новосибирск", Владимир Городецкий подтвердил намерение усилить работу по модернизации школьного образования в части создания единого информационного пространства. Городская власть будет изыскивать возможность для завершения в ближайшие два года компьютеризации и подключения школ к оптоволоконным линиям связи.

Репортаж вел

 

 

 

   © Пресс-центр мэрии Новосибирска, 2004-2007.   
Редакция приветствует использование материалов сайта при условии ссылки на источник.
Rambler's Top100