Добро пожаловать!  Приемная мэра  В избранное  Главная страница

Погода

ФОБОС: погода в г. Новосибирск

Полезные ссылки

Система "Город"
Ассоциация сибирских и дальневосточных городов
Стратегический план устойчивого развития Новосибирска
Сайт комитета по делам молодежи мэрии Новосибирска
Новосибирский городской информационно-образовательный сервер
Международная ассамблея столиц и крупных городов

Решать проблемы двух столиц - Северной и Сибирской - можно сообща

Мэр Новосибирска Владимир Городецкий побывал в Петербурге на международной конференции "Особенности внешнеэкономической деятельности регионов России в период вступления в ВТО". В ходе своего визита в Северную столицу Владимир Городецкий встретился с губернатором Валентиной Матвиенко.

Поводом для встречи глав двух городов стал интерес, который правительство Петербурга проявляет к городским делам Новосибирска.

Как отметил мэр, коллегам Северо-Запада интересны события, происходящие в Новосибирске и выделяющие его на фоне других городов. Среди прочего - это внедрение новых инфокоммуникационных технологий в управлении городом: работа сайтов мэрии, информатизация сферы образования. Как отметил мэр, петербуржцам Новосибирск известен и как лауреат премии "Российский Национальный Олимп", и как призер одной из номинаций конкурса "Самый благоустроенный город России": МУП "Горводоканал" получил по итогам конкурса специальный приз за высокое качество и надежность городского водоснабжения.

По словам Владимира Городецкого, разговор в Смольном был партнерским: города многое объединяет. Даже история Новосибирска неразрывно связана с Санкт-Петербургом, с созидательной деятельностью его инженеров, архитекторов, представителей науки и культуры.  Участие в становлении нашего города принимали питерские архитекторы и строители Гарин-Михайловский, Крючков и другие. Весомый вклад в развитие Новосибирска был сделан в годы войны, когда в Сибирь из Ленинграда эвакуировали несколько сотен предприятий, социальных учреждений, творческих коллективов. Для них Новосибирск стал второй родиной. Они для Новосибирска - мощной инъекцией высокой культуры и интеллигентности: новосибирцев в 1941 году было менее 400 тысяч, эвакуированных прибыло более 128 тысяч человек. Новосибирск до сих пор благодарен Петербургу за это влияние. Петербуржцы, в свою очередь, высоко ценят вклад сибиряков в победу в Великой Отечественной войне.

Городам-метростроевцам нужна помощь государства

Сходны у городов и проблемы: ЖКХ, строительство метрополитена и многое другое. А раз многое объединяет, то есть все основания для сотрудничества, подчеркнул Владимир Городецкий:

- Стратегическая тема взаимодействия - это метро. У всех городов, строящих метрополитен, есть одна проблема. Построить его за счет городского бюджета, без 50-процентного федерального финансирования, невозможно. Это подтвердил даже пример Петербурга - города с высоко обеспеченным бюджетом (доходная часть бюджета в 2004 году составила более 87 млрд рублей, в 2005 году составит более 112 млрд рублей).

Валентина Ивановна предложила объединять усилия всех городов, заинтересованных в развитии метро, вместе представлять свою позицию в Правительстве РФ, в Госдуме. Сейчас все города, имеющие 'подземки', объединились в ассоциацию. Ее возглавляет именно Валентина Матвиенко, как губернатор города-субъекта Федерации. Задача ассоциации - доказать на федеральном уровне необходимость 50-процентного финансирования строительства метро из бюджета государства.

Владимир Городецкий, отвечая на вопрос журналистов о том, готов ли Новосибирск перенять петербургские технологии метростроения, отметил, что, наоборот, петербуржцев заинтересовал наш опыт строительства метро:

- Особенность метростроения в Петербурге в том, что они восстанавливали тоннель на одной из веток метро на месте Размыва. Авария произошла 9 лет назад. Работы по восстановлению этого участка были завершены только в текущем году, с помощью федерального центра. В 2004 году Петербург не сдал ни одной станции метро, поэтому говорить о каких-то новых технологиях не приходится. Наоборот, они знают о наших технологиях, которые мы реализовывали с прошлого года, с приходом нового подрядчика - ОАО 'БАМтоннельстрой'. Я говорю о канадском проходческом щите "LOVAT", который позволяет увеличить скорость прохода тоннелей. Эта технология и заинтересовала петербуржцев. Кроме того, интерес вызвал новый проект, который мы сейчас реализуем на станции метро 'Березовая роща' - отделка станции без мокрых процессов. Высоко оценили в Петербурге и эксплуатационные показатели нашего метро.

Информатизацию - на федеральный уровень

- Вторая тема, обсуждавшаяся в Смольном: объединение наших усилий в освоении информационных технологий. Мы в Новосибирске начали с информатизации образовательной среды. На прошлой неделе провели первую видеоконференцию по этой теме. Кстати, у нас компьютерная обеспеченность школ выше, чем в Северной столице.

В Петербурге тоже существует городская программа по информатизации города в целом, без деления на отрасли. Их заинтересовал наш опыт обеспечения школ оптоволоконной связью. В ближайшее время петербургские специалисты приедут сюда, чтобы познакомиться с нашим опытом. У них тоже есть интересные технологии. Мы договорились об обмене, а также о возможности выйти двум городам с таким большим информационным потенциалом на Федеральное агентство связи и закрепить наши преференции в будущих федеральных программах.

Есть отрасли, в которых Петербург равняется на Новосибирск

В решении проблем ЖКХ Новосибирск опередил Северную столицу, уверен мэр:

- Я был в Петербурге 2 года назад. И попросил вице-губернатора, отвечающего за ЖКХ, показать мне жилые дома. И увидел то же самое, что есть и у нас: например, обшарпанные подъезды. Но меня поразило одно: когда я начал рассказывать, как мы решаем эти проблемы, что из-за недофинансирования 1/3 подъездов ремонтируем при участии самих жителей, а потом они уже сами их содержат в порядке, то коллеги удивились. "У нас даже близко этого нет", - отмечали тогда петербуржцы. В нынешний приезд, когда мы обсуждали проблемы ЖКХ, Валентина Матвиенко рассказала мне, что подход к решению этой проблемы изменился. Сейчас жители помогают властям ремонтировать 50 % подъездов в Петербурге.

И у меня появилась внутренняя гордость: значит, правильно мы 3,5 года назад уловили необходимость организации ТОСов. Совместное решение задач в ЖКХ будет эффективным, если привлекать людей по месту жительства. И в Петербурге тоже пошли по этому пути, создают специальные городские программы.

Кроме того, как и мы, петербуржцы - сторонники комплексного ремонта дворовых территорий. Тоже входят во дворы комплексно, но уже с ремонтом фасадов. Но там сказывается то, что здания у них старые, много памятников архитектуры, да и бюджет у города не 12 млрд, как у нас, а 112.

Мы гордимся, что решаем такие же вопросы - и при нашей бюджетной обеспеченности.

Я думаю, что мы даже несколько впереди Петербурга в реформировании жилищно-коммунального хозяйства. Уже 2 года, как в Новосибирске разделены функции заказчика и исполнителя. И в этом году, например, в Октябрьском районе уже 70 % жилого фонда обслуживают частные компании, которые нанимает Дирекция заказчика. Год пройдет, мы подведем экономические итоги и увидим: перспективно ли такое реформирование, в чем есть сбои.

В Петербурге реализуют такие же подходы.

Интересным оказался опыт Северной столицы и в сфере благоустройства. Мы побывали на высокотехнологичном заводе, где из карьерного камня готовят плитки для пешеходных зон.

Инвесторов надо заинтересовать

Мэр успел побывать и в комитете по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Петербурга:

- Мне было важно увидеть, как там решаются вопросы с выделением земельных участков, что сдерживает этот процесс.

У нас есть сдерживающие факторы. Инвестиционных предложений много, но пробуксовывают они на стадии оформления документов. Поэтому было важно встретиться с коллегами и посмотреть, как у них решаются эти вопросы.

Проблемы точечной застройки в наших городах созвучны.  Власти сталкиваются с несколько эгоистичным нежеланием горожан видеть новостройки вблизи своего жилья. Им тоже приходится решать эти проблемы: объяснять, вести диалог с жителями.

Меня заинтересовал такой опыт Петербурга: власти выстроили систему ответственности инвесторов за соблюдение сроков строительства. При отведении участка земли очень четко оговариваются обязательства. Если сроки не соблюдаются, наступают жесткие санкции: либо строишь (но уже со штрафными санкциями), либо отказываешься от участка.

Несомненно, инвестор заявляет свои интересы. Задача городской власти - оценить, насколько приемлем тот или иной проект с точки зрения генплана развития города, насколько интересы бизнеса совпадают с общественными. Справедливо отметить, что бизнес нередко улавливает "узкие места", пробелы в инфраструктуре города. Например, в Новосибирске нет отелей хорошего уровня. И сегодня мы отрабатываем уже 5-7 заявок на строительство гостиниц, смотрим, каким инвесторам дать землю, чтобы они решили задачу быстрее и качественнее. То же самое и с многоярусными подземными парковками.

Я увидел в Петербурге интересный подход. Они мотивируют инвесторов для решения той или иной "узкой темы": предоставляют налоговые льготы, в том числе по земельному налогу или по отчислениям на развитие городской инфрастуктуры.

У нас тоже есть стимулы для инвесторов, но вот системности в этом вопросе не хватает.

Продолжение следует...

Диалог глав двух городов получился взаимно интересным.  По словам Владимира Городецкого, обе стороны разработают распоряжения по взаимодействию уже на уровне департаментов и комитетов. Две столицы - Сибирская и Северная - будут укреплять связи и на уровне общественных организаций, уверен мэр. В частности, в дни празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне петербуржцы-блокадники приедут в Новосибирск на открытие стелы, посвященной трудовому подвигу ленинградцев, эвакуированных в Новосибирск в годы войны.

Отчет о брифинге подготовили Мария Кормильцева и Ольга Федина. Редакция сайта Gorodetsky.ru.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваше имя:*
Ваш e-mail:
Комментарий:*
* - обязательные для ввода поля
   © Пресс-центр мэрии Новосибирска, 2004-2007.   
Редакция приветствует использование материалов сайта при условии ссылки на источник.
Rambler's Top100