Добро пожаловать!  Обратная связь  В избранное  Главная страница

Погода

ФОБОС: погода в г. Новосибирск

Полезные ссылки

Система "Город"
Ассоциация сибирских и дальневосточных городов
Стратегический план устойчивого развития Новосибирска
Сайт комитета по делам молодежи мэрии Новосибирска
Новосибирский городской информационно-образовательный сервер
Международная ассамблея столиц и крупных городов

Проблемы местного самоуправления вошли в число приоритетов государственной политики. И сам этот факт примечателен. Он свидетельствует о стремлении нынешнего руководства страны "вписать" идеологию местного самоуправления, основанную на самостоятельности и инициативе муниципальных органов, на самоорганизации населения и свободном распоряжении местными ресурсами, - в концепцию "вертикали власти". А это означает, что местное самоуправление рассматривается в качестве важнейшего фактора укрепления государственной власти в нашей стране.

Мы благодарны за такое понимание. Принята новая редакция Закона об общих принципах организации местного самоуправления, которого мы все долго ждали, над проектом которого многие из нас активно работали. И я надеюсь, что этот Закон даст толчок к укреплению органов власти на местах. 
Сделана попытка решить три главные задачи. Во-первых, разобраться в распределении полномочий между различными уровнями власти. Во-вторых, оценить, сколько "стоят" эти полномочия. И, наконец, - закрепить за этими полномочиями устойчивую финансовую базу.

К сожалению, в ходе работы над проектом Закона многие плодотворные идеи были выхолощены. Закон должен был выйти вместе с изменениями и дополнениями в Налоговом и Бюджетном кодексах. Это нам обещали депутаты Государственной Думы. Но Правительство изменения не внесло, а наши народные избранники проголосовали за Закон в том виде, в каком он сейчас вышел. Вот позиция наших сегодняшних депутатов Госдумы, вот к чему они нас сегодня подвели! Поэтому могу сказать одно: Закон по сути верный, но четкого механизма его реализации нет.

Думаю, что нам всем еще предстоит немало поработать над практической стороной документа. Время подскажет нам правильный путь, и мы вместе с вами найдем ответы на самые острые вопросы.

В первую очередь, это касается бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

В 2003 году областным Советом сделана попытка внести ясность в этот вопрос - подготовлен закон о временных нормативах бюджетной обеспеченности. Для вновь образованных муниципальных образований администрацией области сформирован нормативный, бездефицитный бюджет. Однако доходы существующих муниципальных образований по-прежнему не соответствуют их расходам. То есть, нам по-прежнему не хватает средств. А точнее - у Новосибирска как не было, так и нет нормативного бюджета. По нормативам нам требуется 17,2 миллиарда рублей, а администрацией области Новосибирску рассчитано лишь 11,1 миллиарда рублей.

Задача вышестоящих органов, в том числе субъекта Федерации, - создать условия для эффективной работы муниципальных образований. А эти условия определяются экономической средой, которую формирует субъект Федерации. Закон о местном самоуправлении стал переходным мостиком от административных методов управления - к экономическим. За этим должна последовать серьезная работа над дополнением нормативной базы области. Необходимо выработать правила, на основании которых каждое муниципальное образование сможет эффективно работать, выполняя поставленные перед ним задачи и пополняя областную казну. Речь не идет об обыкновенной дележке бюджетного "пирога". Область должна разработать нормативно-правовую базу для долговременной, перспективной  работы всех муниципальных образований.

В первую очередь необходимо конкретизировать объем прав и обязанностей муниципальных образований.

Да, область внесла некоторую ясность в вопрос о разграничении полномочий между субъектом Федерации и четырьмя группами муниципальных образований. Но само по себе разграничение не означает, что все полномочия будут профинансированы в полном объеме. Все по той же причине: не хватает средств в бюджете.

Ряд государственных полномочий органы местного самоуправления фактически осуществляют. Например, финансируют субсидии и льготы, предусмотренные федеральным законодательством. Решают вопросы, связанные с общественной безопасностью, с жилищно-коммунальным и медицинским обслуживанием населения, и другие. Передача этих функций муниципальным образованиям позволит активизировать деятельность в этих направлениях. Категорически не могу согласиться, например, с распределением полномочий, касающихся системы образования. Получается, что субъект Федерации берет на себя функции, связанные с финансовым обеспечением образовательного процесса, выплачивает заработную плату учителям, а мэр рассчитывается за ремонт крыш и канализации? Я - против такого разрыва функций. И не потому, что заниматься канализацией - зазорно. Считаю, что подобное разграничение задач экономически нецелесообразно. Нет комплексного подхода, нет видения на перспективу, нет той ответственности за дело, которая должна быть. А для нас это очень важно. Потому что за все, что происходит в городе, отвечает муниципальная власть. Отвечает перед жителями, которые избрали ее и поручили именно ей решать самые злободневные проблемы.

Следующая и главная проблема - источники доходов муниципальных образований.

Если мы посмотрим сегодняшний Налоговый кодекс - там к местным относятся всего пять налогов. Самый значительный из них - налог на землю. Причем, если объединить налог на имущество и налог на землю, возникает совершенно иной налог на недвижимость, который готовящимся проектом закона также предполагается передать субъекту Федерации. Налог на землю отнесен к местным налогам. Однако все решения по нему принимаются на уровне Правительства. Вот и в проекте бюджета на 2004 год вновь прописаны параметры его распределения по уровням власти. А ведь он считается местным налогом и должен, в принципе, в полном объеме поступать в бюджет муниципального образования. Остальные местные налоги дают только один процент доходов бюджета.

Считаю, что нужно по-другому подходить к определению источников финансирования. Те налоги, которые в основном формируются на территории, должны оставаться в распоряжении жителей этой территории. В частности, это касается подоходного налога. У нас в городе сейчас остается только 58,2 процента от этого налога, а он должен полностью оставаться в нашем распоряжении. То же самое касается налога на землю и арендной платы за землю.

На территории должно оставаться 100 процентов единого налога на вмененный доход, 40-60 процентов экологического налога и других налоговых платежей, соразмерно доле полномочий, возложенных на органы местного самоуправления.

Арендная плата должна принадлежать тому, кто является собственником земли. Для муниципальных образований, являющихся собственниками земли, земля - это экономическая база для развития конкретного муниципального образования. И плата за землю должна стать стабильным и надежным источником доходов.

Законодательством должны более четко регулироваться межбюджетные отношения.

У нас они строятся пока лишь на личных отношениях. Я не хочу сказать, что город был ущемлен, что мы ощущали давление со стороны губернатора. Тем не менее, устойчивые принципы межбюджетных отношений должны быть заложены. Это правильно, когда за муниципальными образованиями закрепляются четкие полномочия и четкое финансовое обеспечение этих полномочий. Таким образом, усиливается ответственность руководителей перед людьми - прямая ответственность.

Важнейшей нерешенной проблемой остается неопределенность и ежегодный пересмотр доходных источников местного самоуправления. А, следовательно, у муниципальных органов остается все меньше прав принимать самостоятельные решения по формированию расходов и доходов своих бюджетов. Нет четких и понятных критериев. Объем же дотаций не прогнозируем. К тому же, известно, что снижение самостоятельности ведет к иждивенчеству. А это - не тот путь, по которому должно идти муниципальное образование.

Словом, муниципальные образования, получив сегодня новый юридический статус, вправе рассчитывать на более гибкую позицию областной администрации. Разумнее создавать систему, при которой муниципальные власти были бы больше заинтересованы в развитии экономики, чтобы у них была ясность: чем больше налогов будет собираться на территории муниципального образования, тем больше им останется на будущий год, на перспективу.

Мы должны иметь четкую правовую основу для более активного привлечения инвесторов, развития производства, создания своей собственности, сдачи ее в аренду и т. д. Иметь больше возможностей свободно распоряжаться землей. От позиции субъекта Федерации сегодня зависят условия, на которых можно будет продавать землю. А от этого - и наша эффективная земельная политика в городе. Чем гибче будет механизм, который нам предоставит область, тем проще нам будет это сделать, тем больше у нас будет возможностей для извлечения ренты от продажи земельных ресурсов.

Новосибирск - это не муниципалитет, получающий деньги из области, а муниципалитет, фактически содержащий саму область. Мы готовы действовать в соответствии с новыми правилами. Однако в этих правилах должен быть учтен особый статус нашего города - не только самого крупного муниципального образования Новосибирской области, но и крупнейшего в России. Города, который создает условия для успешной работы области и всего Сибирского федерального округа.

Поэтому мы настаиваем на принятии специального закона Новосибирской области о статусе Новосибирска. И в соответствии с этим законом просим специальным решением закрепить за нашим муниципальным образованием особые обязательства, подкрепленные финансовым обеспечением.
Да, мы все - равны. Все в одинаковой степени заинтересованы в том, чтобы у горожан и селян были достойные условия жизни. Нам всем нужны хорошие дороги, качественные коммунальные услуги, современные школы, оснащенные качественным медицинским оборудованием больницы и поликлиники. Но, думаю, вы согласитесь, что у областного центра и дороги должны быть лучше, и возможностей для получения услуг - больше. Затраты Новосибирска на содержание жилья, инженерной инфраструктуры, благоустройство, озеленение несопоставимы с затратами никакого другого муниципального образования области. Даже, извините за сравнение, похоронить человека в деревне дешевле, чем в городе. У нас огромная территория, больше населения, а значит - больше функций, чем у других муниципальных образований.
Новосибирск фактически является столицей Сибирского федерального округа, и это тоже накладывает на него дополнительные обязательства. Нам необходимо сделать наш город более привлекательным. У Новосибирска есть свои болевые точки, которые не дают ему пока возможности полноценно выполнять функции центра округа и областного центра. Это - транспортные развязки и порядком изношенные инженерные коммуникации, которые нуждаются в техническом перевооружении, требуют колоссальных затрат. Финансирование на эти цели должно быть целевым, а мэр - отчитываться за каждый потраченный рубль.

Мы не требуем особых условий. Наоборот, мы готовы взять на себя дополнительные полномочия. Я уверен, что мы найдем понимание в этом вопросе и у главы администрации области, и у депутатов областного Совета. Субъект Федерации так же, как и мы, заинтересован в развитии самого крупного муниципального образования - Новосибирска. От этого выиграют все. Богаче будет Новосибирск - богаче станет каждое муниципальное образование.

У нас есть общие интересы, есть основание для взаимовыгодного сотрудничества. Поэтому неплохо было бы подумать над тем, что развивать у нас, в Новосибирске, от чего выгода была бы всем жителям области. Это могут быть вузы, школы с углубленным изучением предметов, в которых могли бы заниматься и готовиться к поступлению в высшие учебные заведения школьники из близлежащих районов области. Целесообразно развивать совместную базу здравоохранения - усиливать отделения в городской клинической больнице, которых нет в областной больнице - и за счет этого предоставлять более эффективную медицинскую помощь как городским, так и сельским жителям.

Развивать транспортную сеть. Кооперация в этом вопросе соответствует как интересам Новосибирска, так и всех других муниципальных образований области. Уже сегодня в Новосибирске работает немало людей, проживающих в сельской местности. Здесь они получают больше, чем могли бы получать, работая у себя в селе. Они возвращаются домой с деньгами, содержат семью, платят налоги, а значит, финансируют развитие своей территории. Это правильно. И этому необходимо способствовать. Например, развивая более быстроходные виды транспорта - скоростные электропоезда. Это уже применяется в Москве. В столицу люди ездят на работу из Калужской области - всего за полтора часа, вместо обычных трех. И у нас это можно сделать - польза будет всей области.

Нужно искать то, что объединяет все муниципальные образования области. У Новосибирска есть заинтересованность в расширении иловых полей в Новосибирском районе. Мы не против давать чистую воду городу Обь. Но давайте вместе строить очистные сооружения. Закон о местном самоуправлении дает возможность муниципальным образованиям объединяться на добровольной основе, объединять финансовые средства для выполнения общих социальных функций. Это выгодно для всех сторон.

За прошедшие годы мы накопили определенный положительный опыт работы. Местная власть доказала свою способность решать основные социальные задачи, связанные с обеспечением населения необходимым комплексом жизненно важных услуг. Но сделать может гораздо больше, ее потенциал полностью еще не раскрыт. Для этого, повторюсь, нужны четкие законы, нужна твердая законодательная база, которая позволит муниципальным образованиям стать более самостоятельными, занять достойное место в системе гражданского общества и успешно справляться с поставленными перед ними задачами.

   © Пресс-центр мэрии Новосибирска, 2004-2007.   Обратная связь
Редакция приветствует использование материалов сайта при условии ссылки на источник.
Rambler's Top100