Добро пожаловать!  Приемная мэра  В избранное  Главная страница

Погода

ФОБОС: погода в г. Новосибирск

Полезные ссылки

Система "Город"
Ассоциация сибирских и дальневосточных городов
Стратегический план устойчивого развития Новосибирска
Сайт комитета по делам молодежи мэрии Новосибирска
Новосибирский городской информационно-образовательный сервер
Международная ассамблея столиц и крупных городов

Уважаемое собрание!

Сегодняшний городской актив проходит в особой ситуации: несколько дней назад завершила работу научно-практическая конференция по вопросам стратегического планирования, прошла выставка инвестиционных проектов, на которой был продемонстрирован потенциал Новосибирска. Мы подробно обсудили итоги работы районных администраций, департаментов мэрии за истекшие четыре года. Наконец, в решающую фазу вступает предвыборная борьба за пост главы государства и мэра города.
Подводя итоги нашей работы и определяя планы на будущее, мы, конечно же, обязаны учитывать особенность политической ситуации. Но, тем не менее, сегодня у нас не предвыборная  акция, а серьёзный разговор о том, как правильно оценить сделанное, как строить жизнь дальше.

Что показывает анализ итогов нашей работы за четыре года?

Главный итог - власть, бизнес, социальная сфера, общественно-политические организации, практически все слои населения и социальные группы научились жить в новых рыночных экономических условиях, адаптировались к ним, стали разбираться и понимать, что от чего зависит, что должна делать власть, что можно сделать общественными рычагами, а чего необходимо добиваться самому. Но адаптация, осознание правил жизни в новых условиях, особенно для старшего поколения идёт сложно, не вызывает особого оптимизма. Многие не видят перспективы из-за угнетающей бедности.
Люди не понимают: почему, живя в одной из самых богатых, обеспеченных природными ресурсами стран мира, имея хорошее образование, квалификацию, желание добросовестно трудиться, они не могут позволить себе многих благ и жизненных ценностей. 'Зачем же мы так стремились к свободе, демократии, рыночной экономике, смене образа жизни, если это ничего, или почти ничего не дало, простому  человеку?'  Такой вопрос, согласитесь, задают себе многие. Человек видит с экрана телевизора, что результат реформ - бюрократизм власти, коррупция, олигархи, терроризм, насилие, наркоторговля.
Да, все эти явления встречаются в повседневной жизни, мешают социальной стабильности и устойчивому развитию. Но есть и достижения: растет качество жизни. Налицо демократизация общественных процессов, свобода творчества и профессиональной деятельности.
Но о позитивных изменениях практически ничего не говорится с экранов. Вероятно, это не рейтинговые темы. Как в этих условиях сделать общество добрее, милосерднее, разбудить жизненные силы и позитивные ожидания? Что на практике сделать  для роста благосостояния людей, для укрепления доверия к власти, расширения сотрудничества с ней? На решение этих проблем были направлены наши усилия в отчётный период. Нам удалось добиться улучшения ситуации по многим важным вопросам.
В результате макроэкономической стабилизации, снижения инфляции в стране, за счёт привлечения инвестиций и мобилизации собственных ресурсов удалось стабилизировать работу крупных и средних промышленных предприятий, обеспечить устойчивый рост промышленного производства в среднем на 5 % в год. За 4 года рост промышленного производства в Новосибирске составил более 20 %.  Мы, практически полностью освободили промышленные предприятия от необходимости содержать 'ведомственный' жилищный фонд и социальную сферу, оказали существенную финансовую помощь при выкупе земельных участков, создали дополнительные возможности для работающих на них людей в транспортном обслуживании, бытовых, торговых и социальных услугах.
Всё это сказалось и на дальнейшем развитии предприятий малого бизнеса и предпринимательства, давших городу более 17 тысяч рабочих мест. Многие предприятия расширили перспективы своей производственной и сбытовой политики, стали планировать, инвестировать себя на 10-15 лет вперёд.
Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования за четыре года увеличился (в сопоставимых ценах) почти в полтора раза. Появились положительные тенденции в структуре инвестиций: увеличилась доля активной части основных фондов - машин и оборудования.
С успешной работой промышленности, торговли, транспорта, сферы услуг связана устойчивая тенденция увеличения реальных доходов населения. С 2000 по 2003 год  средняя заработная плата возросла более чем в 2,5 раза и достигла уровня шести тысяч рублей. Величина прожиточного минимума составляет всё меньшую долю в размере средней заработной платы, всё больше средств горожане стали тратить на предметы длительного пользования и сбережения. Сумма вкладов населения в банках города сегодня составляет около 16 млрд. рублей.
Именно рост доходности предприятий промышленности, строительства, связи, транспорта, потребительского рынка, других сфер и отраслей позволил за четыре года более чем в 2,6 раза увеличить доходную часть городского бюджета, сделать социально - экономические процессы более устойчивыми и предсказуемыми. Рост городского бюджета позволил муниципалитету стабилизировать работу городского хозяйства, навести порядок с выплатой заработной платы и всех видов социальных пособий, обеспечить качественный рост услуг бюджетной сферы и правопорядок.

Мы уже говорили, что нашли механизм взаимодействия с энергетиками, позволяющий исключить угрозу отключений электроэнергии из-за долгов по оплате услуг. Сегодня  мы пошли дальше - создав совместно с "Новосибирскэнерго" транспортную компанию. Мы считаем, что, сделав этот шаг, мы вплотную подошли к  возможности снижения издержек на транспортировку энергии а, следовательно,  и к возможности сдерживать тарифы.

Реально сдерживается рост тарифов и в результате реализации  программы энергосбережения, значительное место в которой отводится внедрению современных энергосберегающих технологий.

Впервые мы вышли на нормативные сроки ремонта подъездов муниципального жилищного фонда, приступили к восстановлению комплексного благоустройства дворовых территорий. Считаю, что только провалы в этой работе в прошлые годы не позволили полностью снять так раздражающую людей проблему  протекающих крыш и сырых подвалов.
Проведённые технические мероприятия позволили почти в два раза сократить время отсутствия горячей воды в квартирах в период сезонных ремонтных работ. Уже в этом году мы поставили себе задачу полностью уйти от практики отключения горячей воды в летний период.
Приняты серьезные меры для закрепления кадров в системе ЖКХ, повышения престижа профессий: в 2,4 раза  увеличена зарплата, впервые за многие годы мы   обеспечили работников спецодеждой, инструментами, инвентарём, средствами индивидуальной защиты, малой механизации. Все эти позитивные изменения - результат целенаправленной работы по реализации постановления 'О совершенствовании и модернизации жилищно-коммунального комплекса г. Новосибирска в 2002-2003 годах'

Несмотря на очевидный недостаток бюджетных средств, мы никогда не прекращали работу по укреплению материальной базы городского образования, прекрасно понимая, что в образовании и воспитании детей не может быть звонка на 'перемену'. "Дети наше будущее" - не просто лозунг - это наша политика, и поэтому, ремонтируя школы, мы решали и проблемы оснащения классов компьютерами, современными учебными пособиями, не забывали о школьных медицинских кабинетах, не снимали задач по улучшению питания школьников. В числе главных, приоритетных аспектов, было и остается стимулирование труда учителя.
Разрабатывая концепцию модернизации муниципальной системы образования, мы стремились определить направления развития отрасли, создать условия доступности качественного образования, обновить его содержание. Наша задача создать нормальную схему спонсорства,  заинтересованно работающих попечительских Советов.
Нас должны радовать качественные результаты работы отрасли: 74 % выпускников новосибирских школ в прошлом году поступили в ВУЗы. Значительно возросло число медалистов. Если в 2000 году их было 660, то в 2003 - уже 838 . Тридцать три школьника стали победителями Российских олимпиад. Наши дети хотят учиться, с удовольствием познают мир, осваивают современные науки. И наша цель - обеспечить для них необходимые условия, лучше подготовить их к жизни.
Детские приоритеты были главными и в работе учреждений культуры, физической культуры и спорта. Основное направление, выбранное здесь нами - укрепление материальной базы муниципальных детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, расширение возможностей для занятия детей спортом.

Много споров вызывает изменение наших подходов к системе здравоохранения, концепции оказания различных видов медицинской помощи. Предоставляя право пациентам выбирать лечебное учреждение, вводя систему "семейного врача", перепрофилируя некоторые учреждения здравоохранения, мы не всегда встречали понимание. Но при этом мы всегда исходили из задачи: сделать медицинские услуги более эффективными и удобными для наших жителей.
За последние годы мы серьёзно укрепили материальную базу муниципального здравоохранения - оснастили больницы новым диагностическим и лечебным оборудованием, построили новые корпуса. При этом мы прекрасно понимаем, что и здания, и технические возможности многих лечебных учреждений не соответствуют сегодняшнему дню. Мы видим эту проблему и готовим специальную программу по реконструкции и укреплению материальной базы наших больниц и поликлиник. Для реализации этой программы мы готовы привлекать целевые заемные средства.

Мы навели порядок в системе льготного лекарственного обеспечения, совместно с ФОМСом работаем над стандартами гарантированной бесплатной медицинской помощи. И, знаете, дискуссии и споры затихают. А жизнь доказывает правильность выбранного пути. Люди начинают понимать и оценивать здравоохранение не по числу пресловутых 'койко-мест', которые вместо эффективного лечения гарантировали, по сути, лишь место в больнице. Один факт: при уменьшении количества этих самых больничных коек на 600, о чем так много шумели, пролечено в городских больницах новосибирцев в прошлом году стало на 19 тысяч больше, чем в 2002 году. Более качественной и доступной стала медицинская помощь для людей преклонного возраста.

Новосибирск всегда отличался эффективной системой адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения, ее в нашем городе получают более ста восьмидесяти пяти тысяч человек. Мы учимся работать на опережение, ищем возможности компенсаций в случае возможного ухудшения условий жизни человека. В первую очередь, речь идёт о субсидиях для смягчения последствий роста тарифов ЖКХ. Ими пользуются почти 83 тысячи семей, или - каждая пятая семья в Новосибирске. Средний размер субсидии более четырехсот рублей в месяц.
Мы начали реализацию проекта по введению более совершенных систем оказания адресной помощи с применением муниципальных дисконтных карт. Пока эта система используется в оказании торговых услуг. Уже выдано 26 тысяч карт, готовится второй транш  еще на 25 тысяч.  Сейчас  мы распространяем действие дисконтных карт на аптеки.  Но наша цель еще масштабнее - мы ставим задачу выйти на проект единой социальной карты с очень широким спектром распространения ее действия на товары и услуги. Эта работа ориентирована на оказание адресной социальной помощи тем, кто в ней более всего нуждается. Ведь люди, отдав силы и здоровье стране, городу, области, вправе получить взамен заботу и внимание власти, вправе надеяться именно на власть.
В прошедшие годы мы провели большую работу по оказанию всесторонней поддержки инвалидам, в решении проблем их социальной адаптации. В городе принята специальная программа по обеспечению доступной для инвалидов среды. В соответствии с этой программой в требования к проектно-строительной документации внесены условия доступности зданий для инвалидов. Это значительно расширило их возможности по активному участию  в общественной и культурной жизни города, да и просто по-человечески снимает их  серьезные проблемы.
В городской структуре социальной защиты начали функционировать новые учреждения: центр реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями, центр реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов "Лунный камень", центр реабилитации несовершеннолетних "Берегиня" и другие.

К сожалению, в социальной поддержке нуждаются сегодня не только пенсионеры и инвалиды, но и молодёжь. За последние годы мы серьёзно усилили работу по занятости, трудоустройству, адаптации молодёжи к условиям современной жизни. Возобновлена деятельность студенческих строительных отрядов. Создан городской молодёжный Совет.

Мэрия осваивает такой важнейший рычаг управления - как тарифная политика. Мы понимаем эффективность этого рычага   для увеличения неналоговых доходов бюджета. Но понимаем, что постоянно дёргать его до отказа в сторону роста - опасно и неправильно.
Считаем, мы верно поступали, выравнивая наши тарифы до уровня среднерыночных в таких сферах как размещение рекламы, аренда движимого и недвижимого имущества, нежилых помещений, земельных участков, и некоторых других. Таким образом, мы поставили всех субъектов предпринимательства в равные экономические условия. Вместе с тем, мы всегда следили, чтобы эти условия не приводили к сдерживанию развития бизнеса, чтобы они стимулировали бизнес к оказанию социальной поддержки населения. Для этого разработаны и применяются специальные методики и понижающие коэффициенты.
Даже когда мы вынужденно принимали решения о повышении тарифов ЖКХ, стоимости проезда в муниципальном транспорте, услуг бытовых, лечебных учреждений, мы руководствовались не только себестоимостью услуги, но и её качеством. Идя на повышение тарифов, мы всегда стремились объяснить людям, за что они платят дополнительные деньги, и за что должен быть дополнительный спрос с организации, предоставляющей эти подорожавшие услуги.
Не случайно мы ввели практику перерасчётов населению оплаты за жилищно-коммунальные услуги при снижении их качества. И этот механизм сегодня работает: только за 9 месяцев 2003 года новосибирцам  по этому решению возвращено более пятидесяти трех миллионов рублей.

Наша политика открытости и доверия к горожанам позволяет постепенно преодолевать их былое равнодушие ко всему происходящему в подъезде, в доме, во дворе, на улице, в городе. Администрациями районов города проведена громадная организационная работа по формированию ТОСов, выборам уличных комитетов, старших по дому, по подъезду. Это было необходимо, чтобы изменить отношение людей к Дому, в котором мы живём.
Сегодня в городе более тринадцати с половиной тысяч активистов органов ТОС - людей, не желающих равнодушно созерцать и ждать. Соединив усилия активистов ТОС  с 'жеками', участковой службой, мы не только получили реальную возможность навести и поддерживать санитарный порядок, улучшить содержание жилищного фонда, ликвидировать подпольные "точки" по торговле суррогатными спиртными напитками, наркотиками. Мы получили реально работающий механизм, получили результат, что способствует доверию горожан к власти.


Большое значение для укрепления этого доверия сыграло празднование 110 - ой годовщины со дня основания нашего города. Люди увидели и оценили совместную работу власти, предприятий и коммерческих организаций по благоустройству города. Нет, это была не "показуха", как бы ни хотелось кому-то так представить. Это делалось для удобства новосибирцев, для их хорошего настроения, для воспитания гордости за свой город.
Развивается и укрепляется диалог с общественными и политическими организациями, депутатами всех уровней, представителями бизнеса. Мы наладили конструктивное сотрудничество с депутатами областного и городского Советов, своевременно принимаем необходимые правовые акты, которые позволяют нам решать и застарелые, и новые городские проблемы. Такие, например, как, наведение порядка на городских вещевых рынках, ликвидация несанкционированных свалок, что особенно важно для частного сектора.

Надо ли говорить о том, что отсутствие противостояния между руководством города и области - это сегодня благо для обеих сторон.  Очевидный эффект от нормальной совместной работы виден в совместном финансировании ряда городских программ: дорожного строительства и строительства метро, благоустройства, реконструкции объектов образования и здравоохранения. Другой пример - согласованная промышленная политика, связанная, в том числе, и с переработкой сельхозпродукции. Сотрудничество по производству сельхозтехники и запасных частей, восстановление взаимовыгодных связей предприятий города и села привели к росту производства продовольствия, созданию в городе новых мощностей и увеличению рабочих мест. По хлебу, молочной, мясной и птицеводческой продукции мы полностью покрываем свои потребности и заинтересованы в ее продаже за пределы области. Значительный стимул к укреплению связей в сфере торговли  придают зональные и сезонные продовольственные ярмарки. Ежегодно, благодаря специальным осенним ярмаркам, жители нашего города могут делать массовые заготовки картофеля, овощей, другой продукции по ценам на 15-20 % ниже рыночных.

Всё это обеспечивает стабильную жизнь в городе и области. Позволяет нам поставить задачу устойчивого развития Новосибирска. Наша совместная, всем городским сообществом, работа по достоинству оценена. Осенью прошлого года  Новосибирск был удостоен  высокой общественной награды - Главной Всероссийской национальной премии "Российский национальный Олимп". Новосибирску присвоен высший общественный титул "Город России 2002-2003 года". Пользуясь случаем, хочу ещё раз поблагодарить и поздравить Вас и в Вашем лице всех горожан с этим признанием нашего труда на благо города.
Но надо сознавать: стабильность, которая достигнута, это стабильность при достаточно низком жизненном уровне граждан. Люди закономерно хотят большего, и вправе ставить перед властью более сложные и ответственные задачи. Люди хотят жизни:

- в комфортном городе, с лучшими экологическими условиями, с наличием доступного социального жилья;
- без потрясений и угроз насилия;
- в условиях, благоприятных для развития производства и бизнеса;
- в условиях достойной зарплаты, когда доходы позволяют воспитывать и обучать детей, полноценно, интересно жить и отдыхать;
- когда все равны перед законом, платят налоги, а бюрократизму, коррупции и преступности поставлен надёжный заслон;
- когда определены и гарантированы социальные стандарты в медицине, образовательных и  других услугах;
- когда обеспечиваются ценности гражданского общества, гарантированные Конституцией.

Задачи этого уровня нельзя решить простым увеличением расходов по какой-то статье бюджета. Они требуют изменения подходов власти к выполнению ее функций, повышению ответственности за результаты принимаемых решений.

Что мы планируем делать для этого?

Во-первых, изменить приоритеты и саму систему нашей работы, структуру аппарата и квалификационные требования к специалистам. Без этого невозможны долгосрочный подход в планировании и принятие эффективных управленческих решений.
Мы рассматриваем наш  стратегический план, одобренный на конференции как своеобразный договор общественного согласия по выбору приоритетов развития города, как инструмент взаимодействия и   партнёрства власти, бизнеса и горожан.
Годы борьбы за выживание как-то придавили нас к земле. Но сегодня ситуация изменилась - город готов развиваться. И нам нужны амбициозные проекты, вызывающие чувство гордости, сбрасывающие налёт провинциальности. Нам нужны самый современный, лучший за Уралом аэропорт, самый крупный, современный оптово-распределительный центр, сеть крупноформатных предприятий торговли, первоклассные отели, комфортные микрорайоны и отличные дороги. Мы должны, мы просто обязаны выравнивать инфраструктуру районов города. Окраина города должна стать географическим, а не социальным понятием. Мы должны создавать в Новосибирске лучшие условия для жизни, учёбы, занятий производственной, научной, культурной и творческой деятельностью, развития туризма, отдыха и развлечений.
На реализацию этой сверхзадачи должна быть сориентирована разработка Генерального плана города, которая активно ведётся сегодня.

Говоря о приоритетах, в первую очередь мы ведем речь об обеспечении инновационного цикла в развитии нашей экономики. Совершенствование технологии управления инновационным процессом, создание дополнительных условий для диверсификации экономики, без преувеличения, -  миссия нашего города, нашей науки в преодолении сырьевой зависимости  экономики страны в целом. При правильной организации работ мы можем говорить об удвоении валового внутреннего продукта уже через  восемь лет, что выше темпов предложенных президентом России. А в наукоёмких, высокотехнологичных отраслях требуются еще более высокие темпы роста. Ведь именно от них зависит перспектива развития экономики нашего города.
Стратегический подход предполагает также разработку технологий обеспечения качества  людских ресурсов  и формирование социального капитала. Речь идёт не только о снижении или увеличении социальных обязательств, но и о разработке новой активной социальной политики.
Задача этой социальной политики - обеспечить всем гражданам минимально необходимый потребительский стандарт, соответствующий среднеевропейскому. Для молодёжи - равные условия жизненного старта. Каждый должен иметь возможность получить образование, найти работу с достойной оплатой, стать хорошим специалистом, при желании - создать своё дело.

Реализация стратегического подхода будет осуществляться через комплексные целевые программы, утвержденные городским Советом. Для этого понадобится изменение структуры мэрии. Реализация целевых программ во многих случаях предполагает создание специальных дирекций и общественных советов, мониторинг исполнения программ. Нам предстоит продолжить работу по выделению функций, связанных с управлением хозяйственными процессами, и ликвидации излишних и дублирующих звеньев.
Необходимо овладеть современными технологиями управления, более эффективно использовать рычаги бюджетной, тарифной и фискальной политики, мотивацию в работе сотрудников органов управления.


Во-вторых, принять специальные меры по росту доходов населения, ликвидации бедности. Борьба с бедностью сегодня становится основой государственной политики. Но реформа доходов - это не только изменение доли оплаты труда в структуре валового внутреннего продукта с сорока семи и трех десятых процента как сегодня, до, предположим, шестидесяти процентов - как во многих развитых странах. Это - ещё и комплекс конкретных шагов власти на всех уровнях.
Основная часть населения боится потерять работу, а вместе с ней и основной источник доходов. Ведь доля зарплаты в структуре доходов составляет около двух третей. Боится потерять свои сбережения, почувствовать себя обделённым при расчёте пенсий. Для этого важно добиться, чтобы труд был легально оплачиваемым. Мы планируем усилить регистрацию трудовых договоров людей, работающих у работодателей - физических лиц. Это позволит повысить социальную защищенность граждан, приблизит их заработную плату к бюджету прожиточного минимума. В 2002 году зарегистрировано 9 тысяч договоров, средняя зарплата по ним составляла 1400 рублей. В 2003 году зарегистрированных договоров было уже 17200, а средняя зарплата - 1880 рублей. Еще четыре года назад официальная зарплата в малом бизнесе была триста рублей
Помимо законодательных мер, для этого должны активно использоваться и экономические методы. В частности, рост бюджетных расходов: закупки продукции для государственных и муниципальных нужд, стимулирование государственных инвестиций и государственная поддержка социально значимых проектов.
Считаю, что в ближайшие 4-5 лет в Новосибирске эту миссию должно  выполнять массовое строительство социального жилья. Речь идёт, в первую очередь, о жилмассивах "Береговой", Ключ-Камышенском плато.
Нашу задачу я вижу в том, чтобы окончательно снять административные барьеры при отводе земельных участков под строительство, получении технических условий. 
Поставив перед собой задачу, стать самым благоустроенным городом России мы должны активно решать самые наболевшие проблемы, в том числе - снос ветхого и аварийного жилья. Проблема очень непростая, но ее решение крайне необходимо. В благоустроенном городе не должно и не может быть трущоб. Сегодня в городе по самым общим оценкам необходимо снести около тысячи четырехсот домов, или 450 тысяч квадратных метров жилья. То есть, его нужно построить в новом качестве и это будет значительной составляющей программы строительства социального жилья в Новосибирске.
Помимо сноса ветхого фонда планируется и реконструкция существующих кварталов. В частности, квартала ? 50 в Ленинском районе ограниченного улицами Станиславского, Титова - Тихвинской. Реконструкция жилого квартала в Дзержинском районе, ограниченного улицами Дениса Давыдова - Учительской - Авиастроителей. Ведётся застройка в районе улицы Выборной в Октябрьском районе. Начинается освоение площадки в Ленинском районе - квартал "Д" Горского жилмассива. Сегодня важно при проведении комплексной реконструкции или при строительстве формировать иной стандарт уровня социального и сервисного обслуживания и благоустройства, предусматривающий весь набор сетевой торговли необходимого формата, сферу услуг, общественного питания, а также гаражи, парковочные зоны и  детские площадки.
Для решения этих задач нами будут использоваться все возможные схемы финансирования: ипотека, частные и государственные инвестиции, средства дорожного фонда. Нужно продумать и шире использовать систему ссуд и льгот при строительстве и продаже жилья работникам бюджетной сферы (возможность компенсации ставок банковского процента при ипотеке, списании части ссуды при рождении детей и прочее). Не нужно бояться иностранных инвестиций. Компании, которые привлекают инвестиции из-за рубежа, вместе с капиталом привлекают технологии, ноу-хау и новые подходы к менеджменту. Стимулирование спроса на эти объекты позволит активизировать работу всех смежных отраслей, привлечь дополнительную рабочую силу, увеличить уровень оплаты труда.
Одна из отраслей, также способных оказать кумулятивный эффект, как я уже упоминал, - дорожное строительство. Нам нужно отучить людей от мысли, что в нашем городе, из областных центров Сибирского федерального округа, самые плохие дороги. Сделать это можно только одним способом - строить много, быстро и качественно. Мы два последних года собирали лучший опыт, проводили эксперименты, осваивали передовые технологии и теперь должны включить накопленные ресурсы в полную силу. Городу необходимы двухуровневые развязки на пересечениях основных магистралей, новая схема движения пассажирского транспорта. Поэтому  мы ставим задачу строительства дорог  и развития транспортной сети, включая метро и железнодорожный транспорт.   Это - Ипподромская магистраль, Северный объезд, третий мост через Обь, станции метро "Берёзовая роща", "Гусинобродская", "Площадь Станиславского", остановка электропоездов на Плехановском жилмассиве.

Горожан справедливо возмущала практика ликвидации зелёных зон при точечной застройке. Сегодня мы переломили эту тенденцию - высаживаем деревьев больше, чем вырубаем. В городе появились новые парки, фонтаны, значительно больше цветов. Хочется отметить возникновение нового парка "Городское начало" на набережной Оби, который должен стать любимым местом отдыха горожан.

Уже давно не секрет, что перспективы развития в городе ЖКХ, образовательного комплекса,  здравоохранения, услуг, развлечений,  и других, прямо связаны с развитием малого бизнеса и предпринимательства. Многие говорят: не мешайте малому бизнесу, и он будет развиваться сам. К сожалению, этот рецепт не подтверждается практикой. Бизнес не может развиваться в условиях отсутствия рыночной инфраструктуры - создать её, а точнее, помочь самому бизнесу построить полноценную инфраструктуру, - серьёзная задача власти. Понимают это и сами бизнесмены. Именно поэтому был учрежден городской фонд поддержки предпринимательства, именно в этом заинтересованы практически все общественные объединения и ассоциации предпринимателей. Создавая инженерные сети, транспортные, информационные, инвестиционные, нормативные, финансовые, страховые и прочие условия, мы будем не просто открывать к ним доступ, а интегрировать с ними и наши муниципальные ресурсы,  в том числе - имущественные и земельные.
Земля - не только ресурс для бюджетных доходов от продажи, но и рычаг регулирования целевого освоения городского пространства. Но требуются чёткое экономическое зонирование, конкурсы, гибкие арендные ставки. Для этого необходимо ускорить инвентаризацию, разделение земель, создание государственного земельного кадастра в Новосибирске.

Конечно, главный вопрос не в том, сколько тратит государство, а в том, как оно расходует средства налогоплательщиков, с какой эффективностью и каковы приоритеты. Проблема эффективности государственных и муниципальных расходов прямо связана с проблемой коррупции. Имеются факты, когда чиновники стараются закрыть информацию о распределении заказов и ресурсов, а наше гражданское общество ещё слишком слабо чтобы заставить власть работать прозрачно. Усилить общественный контроль за деятельностью аппарата чиновников, за лоббистскими действиями бизнеса - наша задача.

Власть всё больше должна уходить  от прямого регулирования хозяйственной деятельности. А ее управленческие решения всё чаще должны носить экономико-нормативный, регулирующий характер.

В-третьих, необходимо продолжить совершенствование системы муниципальной власти и местного самоуправления в соответствии с новой редакцией Федерального закона. Мы уже приняли решение о разделении постов мэра города и председателя городского Совета. Совместно с органами государственной власти Новосибирской области, городским Советом нам необходимо уточнить полномочия, объемы и источники финансирования. Далее всерьёз займемся проблемами качественного укрепления системы ТОСов, в первую очередь, материальным обеспечением их деятельности, определением степени участия в принятии и согласовании тех или иных решений в сфере обустройства дворовых территорий, размещения автостоянок, объектов мелкой розницы. Все это  должно проводиться в тесном взаимодействии с администрациями районов.

Требует существенного усиления работа милиции по всем направлениям: от организации безопасности на дорогах, улицах и во дворах до профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Всё большее значение в нашей жизни приобретает развитие общественных организаций, партий и движений, профессиональных союзов и ассоциаций, творческих союзов, объединений ветеранов, садоводов и других общественных институтов. Мы крайне заинтересованы в активизации их участия в жизни города. Эти организации, выражая консолидированное мнение своих членов, должны прямо участвовать в разработке и исполнении городских программ и нормативно-правовых актов.

Информирование жителей города о работе органов местного самоуправления требует коренного совершенствования. Мы уже ввели в практику единые информационные дни в трудовых коллективах. Депутаты отчитываются на своих округах. Проходят встречи представителей департаментов с руководителями отраслевых предприятий. Но сегодня мы начинаем осознавать и необходимость для такого города как Новосибирск собственных электронных СМИ, носящих, и по содержанию, и по правовой, организационной форме общественный характер. Это - одно из условий подлинно демократического общества.
Развитие структур гражданского общества позволит сделать деятельность власти более открытой, подконтрольной обществу и более эффективной.

И в заключение.

Основная задача 2004 года - обеспечить стабильность и преемственность власти и продолжить начатые преобразования, осуществить переход от стабильности к развитию на новой качественной основе.

Всё, что мы делали, делаем, и будем делать, направлено на то, чтобы наш город стал городом с развитой рыночной экономикой и технологической инфраструктурой. Городом, в котором удобно и безопасно жить, рожать, воспитывать и учить детей. Городом, где  люди    окружены заботой и вниманием. Где эффективно работают все структуры гражданского общества. Где ответственная, доступная, прозрачная и демократичная власть. Городом, которым можно гордиться.

Благодарю за внимание!

   © Пресс-центр мэрии Новосибирска, 2004-2007.   
Редакция приветствует использование материалов сайта при условии ссылки на источник.
Rambler's Top100