Добро пожаловать!  Приемная мэра  В избранное  Главная страница

Погода

ФОБОС: погода в г. Новосибирск

Полезные ссылки

Система "Город"
Ассоциация сибирских и дальневосточных городов
Стратегический план устойчивого развития Новосибирска
Сайт комитета по делам молодежи мэрии Новосибирска
Новосибирский городской информационно-образовательный сервер
Международная ассамблея столиц и крупных городов

Владимир Городецкий: "Мы не считаем себя провинцией"

Наверное, мэр Новосибирска знает о городе все. Или почти все. Он наблюдает город не только из окна служебного автомобиля. Часто бывает на производстве, встречается с коллективами, лично инспектирует объекты строительства. Когда есть возможность, катается на лыжах, играет в футбол и ходит с друзьями в баню. Жаль, нет у мэра Новосибирска "фишки", личной атрибутики. Кепки, например, как у Юрия Михайловича. Да и ладно.

- Владимир Филиппович, с чего бы вы начали рассказ о Новосибирске?

- Новосибирск - молодой город, ему всего 113 лет, но у него есть исторические ценности, которые не менялись в течение десятилетий. Во-первых, мы - самый динамично развивающийся город страны.

Во-вторых, мы - город развитой промышленности, высокой науки и культуры, и эти ценности не изменили даже времена лихолетья. Промышленность крепнет и развивается, становится все более конкурентоспособной. Наука пережила сложный период, но выжила именно благодаря соединению с производством. Ранее зачастую интереснейшие научные разработки, что называется, пылились на полках, теперь они все больше находят практическое применение. Пять лет назад мы решили выйти с предложениями на ресурсодобывающие регионы. Казалось бы, какой смысл соперничать с ведущими иностранными фирмами, поставляющими сложнейшее оборудование, комплектующие и современные технологии для газовиков, угольщиков, нефтяников и энергетиков. Но наша наука, наши инженеры и конструкторы оказались настолько конкурентоспособными, что мы получили огромный пакет заказов.

Не произошло деформации и в культуре. Все сохранилось, ни одного объекта мы не потеряли. Наоборот, строится новый городской драматический театр, идет реконструкция уникального театра "Красный факел", который называют Сибирским МХАТом. Реконструирован театр оперы и балета, теперь это самый современный театр в России.

Я вижу, как преображается город, как с каждым годом растет уважение новосибирцев к его истории, к его настоящему.

Все приезжие обращают внимание, сколько над Новосибирском башенных кранов. В прошлом году мы сдали 507 тысяч квадратных метров жилья, в этом году сдадим больше почти наполовину. У нас хватит ума и таланта для того, чтобы город становился все более комфортным для жизни.

- Ранее, во времена СССР, более половины удельного промышленного веса занимала "оборонка". Что представляет собой нынешняя промышленность столицы Сибири?

- Новосибирск - высокоиндустриальный город. Значительная часть промышленности сформирована в годы войны, когда из европейской части страны сюда было эвакуировано 50 крупных заводов и фабрик.

Сегодня промышленный потенциал города - это 208 крупных и средних предприятий. 188 из них занимаются обрабатывающим производством, это одна из особенностей нашей промышленности. Другая особенность - по-прежнему достаточно высокий уровень "оборонки": авиационной, атомной, ракетно-космической, электронной.

В 90-х годах прошлого века из-за высокого удельного веса "оборонки" спад промышленного производства значительно больнее ударил именно по нашему городу. Но, начиная с 1999 года, промышленность имеет положительную динамику роста, а в 2003-2005 годах темпы нашего промышленного роста опередили среднероссийские. Например, в 2004 году объем продукции у нас вырос на 10,3%, а в стране - на 6,1%. Неплохо мы работали и в прошлом году.

- Благодаря чему растет промышленность? Ведь не из-за того, что "оборонка" завалена госзаказом?

- Конечно, нет. Жизнь заставила нас искать эффективные пути перепрофилирования производства, осваивать новые виды продукции, рынки сбыта. Администрацией города была разработана целевая программа "Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии на 2003-2005 годы". В рамках программы реализовано 24 инвестиционных проекта, что позволило провести модернизацию производства. Из крупных проектов могу назвать следующие: освоен выпуск кузовов троллейбусов первой комплектности, экономичных источников света, электронных счетчиков, дорожных светодиодных светофоров. Есть новая городская целевая программа, рассчитанная на социально-экономическое развитие до 2008 года. На базе ряда оборонных и научных организаций создан Сибирский научно-производственный комплекс техники ночного видения, основной задачей которого является выпуск продукции, соответствующей мировым стандартам. Также создана Ассоциация "Сибирская промышленная гидравлика и пневматика", куда вошли 22 предприятия из пяти городов страны. Цель ее - координация деятельности разработчиков и производителей данного вида продукции, естественно, на мировом уровне. И таких программ много.

Многие наши предприятия все больше завоевывают российские рынки. Доля, к примеру, ОАО НПО "Сибсельмаш" на рынке страны - 70% по сеялкам и 40% по почвообрабатывающим машинам. ФГУП ПО "Север" освоил производство и успешно реализует модули зажигания и электромеханические усилители руля для ВАЗа, производит новые виды электротехники. С ОАО "Компания "Сухой" подписано соглашение о сотрудничестве, предусматривающее модернизацию боевых самолетов Су-24, создание новейшего ударного комплекса Су-34, производство российских региональных самолетов типа "RRJ" на базе НАПО им. Чкалова.

Ряд новосибирских компаний стали лауреатами премии "Российский Национальный Олимп". Широко известна в регионах страны и за рубежом продукция нашей пищевой и фармацевтической промышленности, стройиндустрии. Развивается новосибирская фирменная торговая сеть, в том числе в Москве. В обе столицы идут изделия для метрополитенов… В общем, нам есть что показать.

- В том числе и за границей?

- Новосибирск связан внешнеторговыми отношениями с партнерами из 85 стран. В прошлом году внешнеторговый оборот составил свыше 1,3 млрд долларов, в том числе экспорт - более 0,8 млрд долларов. Наши самые крупные партнеры - это Китай, США, Германия, из стран ближнего зарубежья - Украина и Казахстан. Мы поставляем тепловыделяющие элементы и части ядерных реакторов, электрические машины и оборудование, запчасти, древесину и изделия из нее, фармацевтическую продукцию.

Важным для города достижением стало вступление во Всемирную ассоциацию технополисов (ВАТ). Мы принимаем участие в традиционных выставках Техномарт ВАТ, где большим вниманием пользуются наши научные разработки - промышленные ускорители, малодозные цифровые рентгенографические установки, медицинские лазерные установки, газовые лазеры, тепловизоры и многое другое.

- Города часто возникали в узловых точках транспортных путей. Наверное, именно происхождение предопределило темпы развития Новосибирска и обретения им статуса крупнейшего в азиатской части страны транспортного и торгового узла?

- Новосибирск возник в процессе строительства Транссибирской железной дороги на пересечении с рекой Обь. У города уникальное географическое положение, во многом определившее его становление. Что касается транспортного вопроса, то неслучайно здесь идет формирование и развитие мультимодального транспортного узла. Суть проекта - в комплексном развитии всех видов транспорта, терминального и складского хозяйства, систем информационного, телекоммуникационного и страхового сопровождения грузов.

В зону новосибирского транспортного узла попадает около 18 миллионов человек на территории Западной Сибири и Северного Казахстана. Основные потребители услуг мультимодального узла - крупные, средние и мелкие предприятия, фирмы оптовой и розничной торговли Сибирского и других федеральных округов с выходом за рубеж. Многие международные транспортные коридоры проходят именно через наш город: Транссиб, автомобильные и железнодорожные выходы в страны Средней Азии, Монголию, Китай, разветвленные авиамаршруты в Восточную и Западную Европу, страны Азии.

Сегодня через Новосибирск по железной дороге осуществляются прямые пассажирские перевозки более чем в 30 городов России. Город связан авиационными линиями с 80 городами страны и мира. Местные судовые компании по Обскому водно-транспортному бассейну перевозят песок, перерабатывают и доставляют грузы для предприятий Западной Сибири.

Вы правы, Новосибирск - еще и крупнейший за Уралом торговый центр. В городе насчитывается 3080 стационарных предприятий торговли, число это ежегодно растет.

Торговая сеть - это и 4400 мелкорозничных объектов, 106 рынков и микрорынков. У нас самый крупный в России оптовый плодово-овощной рынок, самые крупные в Сибири вещевые рынки, куда за товаром приезжают покупатели со всего Сибирского федерального округа.

- Любой город не может быть "вещью в себе". Изучаете ли вы опыт столицы, других городов по организации систем жизнедеятельности? Что положительного было и будет использовано в Новосибирске?

- Я всегда стараюсь изучать опыт других городов. В нашем городе регулярно проводятся конференции, касающиеся работы транспортной отрасли. Результатом такого сотрудничества могу назвать формирование системы автоматизированных платежей на пассажирском транспорте. Будут введены два вида микропроцессорных пластиковых карт. Первый - "Социальная карта новосибирца" для граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета. Второй вид - "Транспортная карта". Она представляет собой просто счетчик поездок. Электронные проездные дадут возможность пользоваться всеми видами общественного транспорта. Такая система формируется в Москве, Московской области, Челябинске и еще в ряде городов.

Изучаем опыт столицы по взаимодействию власти и бизнеса, по организации строительного комплекса, решению вопросов социальной поддержки населения. Кроме того, я вхожу в Международную ассоциацию столиц и крупных городов, возглавляемую мэром Москвы. Эта Ассоциация - прекрасная площадка для обмена опытом. В этом году исполняется 20 лет Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, президентом которой я являюсь, - мы постоянно находимся в диалоге и с крупными и с небольшими городами, ежегодно проходит около сорока отраслевых конференций. Только у нас в этом году уже прошло 12 таких конференций. Новосибирск ведь самое крупное муниципальное образование в стране, нам есть чем поделиться с коллегами и всегда есть чему друг у друга поучиться.

- Некоторые политики время от времени начинают говорить о том, что из Москвы нужно вынести в регионы ряд министерств и ведомств. В Питере, например, собираются разместить Конституционный суд. Чем Москва могла бы поделиться полномочиями с Новосибирском?

- Я сепаратизмом не страдаю. Разбрасывание управленческих и властных структур, думаю, создало бы трудности в централизованном управлении большой страной.

Здесь надо говорить о другом, если рассматривать Москву как федеральный центр. Еще не совсем правильно выстроены взаимоотношения между этим центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями. Центру нужно более эффективно распределить полномочия с регионами и наделить эти полномочия финансовыми ресурсами. Пока Закон об основах местного самоуправления реализуется не в полной мере, даже делаются отступления от тех принципов, которые в нем были заложены. Когда средства централизуются, а потом распределяются в регионы в виде дотаций - это неправильно. Сегодня Новосибирск на 72% формирует бюджет области, но межбюджетные отношения таковы, что город дотируется областью. И не область здесь виновата, она, в свою очередь, также зависит от центра. Если территория - донор, то какие дотации? Кроме того, город не имеет налога на прибыль, НДС, налога на имущество юридических лиц. Выходит, у нас нет мотивации работать лучше, поднимать промышленность, заниматься предприятиями? Порой это рождает иждивенчество.

- А вас не смущает, что Москва больше Новосибирска по численности примерно в 8 раз, но ее бюджет - около 450 млрд рублей, а у Новосибирска - 14 млрд?

- Москва - столица. Там головные офисы крупных компаний, финансовых институтов, а это большой источник пополнения казны. Москва чрезвычайно привлекательна с точки зрения бизнеса, инвестиций.

Знаете, денег всегда мало. У нас бюджет растет ежегодно на 20-25%, а все равно не хватает. С возрастанием финансовых возможностей соответственно растут и потребности. Лет пять назад рабочий день у меня начинался с головной боли, как распределить на зарплату бюджетникам полтора-два миллиона рублей, приходящих на бюджетный счет. Теперь такой проблемы не стоит. Задачи другие - обеспечить развитие города, отремонтировать больше дорог, построить новую подстанцию скорой помощи, помочь зоопарку достроить зимний павильон.

- Вы часто бываете в столице. Удается ли просто походить по городу, сходить в театр?

-- Нет, к сожалению. Все поездки сугубо деловые. Приглашают в состав комиссий, рабочих групп, работаю в составе президентского Совета. Утром прилетел, вечером назад.

- Что бы вы посоветовали посетить в Новосибирске командированным москвичам или тем, кто приехал навестить родственников?

- В первую очередь - сходить в зоопарк. Это достойная визитная карточка не только Новосибирска, но и России в целом. Общепризнано, что это лучший зоопарк в стране и один из лучших в мире. Обязательно бы посоветовал посетить наш оперный, оценить его красоту после реконструкции, окунуться в мир искусства. Следует побывать в Заельцовском парке, где сдается уже вторая очередь детской железной дороги. Красный проспект, Первомайский сквер, набережная, музеи, Академгородок… Мы не считаем себя провинцией, даже по отношению к Москве. У нас десятки вузов, прекрасные театры, передовая наука, здравоохранение с технологиями мировых стандартов. По некоторым направлениям мы даже впереди Москвы. Какая же мы провинция?

Сергей Бобров,

"Московская промышленная газета", 29 июня - 5 июля 2006 года

Справка:

Владимир Филиппович Городецкий.

Родился 11.07.1948 г.

Окончил Брянский институт транспортного машиностроения. В 1972 г. по распределению направлен на новосибирский промышленный комбинат строительной индустрии. Работал на хлопчатобумажном комбинате, председателем Первомайского райисполкома Новосибирска, первым замом председателя горисполкома. В 1996г. назначен первым замом мэра, директором департамента экономики и финансов. Дважды избирался мэром.

Президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, вице-президент международной Ассоциации столиц и крупных городов, заместитель представителя РФ в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Входит в состав президентского Совета по национальным приоритетным проектам.

 

   © Пресс-центр мэрии Новосибирска, 2004-2007.   
Редакция приветствует использование материалов сайта при условии ссылки на источник.
Rambler's Top100