Добро пожаловать!  Приемная мэра  В избранное  Главная страница

Погода

ФОБОС: погода в г. Новосибирск

Полезные ссылки

Система "Город"
Ассоциация сибирских и дальневосточных городов
Стратегический план устойчивого развития Новосибирска
Сайт комитета по делам молодежи мэрии Новосибирска
Новосибирский городской информационно-образовательный сервер
Международная ассамблея столиц и крупных городов

ПАМЯТКА ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЯ СРЕДСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ

Закон РФ 'О защите прав потребителей' от 7 февраля 1992 года в редакции от 09.01.1996г., от 17.12.1999 г. (далее по тексту 'Закон') предоставляет возможность добиваться выполнения справедливых требований потребителей. Для того, чтобы успешно отстаивать свои законные интересы, потребители должны знать свои права, способы их реализации и обязанности продавцов (изготовителей, исполнителей).

1. ПРЕЖДЕ ЧЕМ КУПИТЬ ТОВАР

1.1. Прежде чем покупать товар, узнайте, у кого Вы его покупаете. В соответствии со ст. 9 Закона продавцы (торговые организации) обязаны иметь вывеску с указанием фирменного наименования, сведений о режиме работы и юридического адреса. Эти требования обязательны при аренде площадей в других организациях, торговых центрах и при торговле на ярмарках, с лотков, автомашин и в других случаях продажи товаров вне постоянного места нахождения продавца (торговой организации).

1.2 Если нет вывески, выясните у работников этой торговой точки необходимую информацию, из которой Вы можете узнать наименование организации, юридический адрес продавца, сведения об индивидуальном предпринимателе и другие необходимые данные.

1.3. Если Вам не предоставляют информацию, в такой торговой точке товар лучше не покупать, так как Вы рискуете при возникновении необходимости не найти продавца или не доказать, что именно у него купили товар.

1.4.Чтобы сделать правильный выбор, определите, подходит ли товар для Ваших целей. Для этого сначала изучите ценник, на котором должна быть указана цена, наименование товара, его марка, модель. Ценник должен быть подписан материально ответственным лицом или иметь печать организации. На нем должна быть указана дата оформления ценника. Далее изучите информацию, прилагаемую к товару. Она должна быть на русском языке и обязательно должна содержать:

- наименование товара;

- наименование и место нахождения изготовителя товара;

- место нахождения организации, производящей ремонт и техническое обслуживание товара, если такая организация есть;

- обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;

- сведения об основных потребительских свойствах товара;

- правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

- гарантийный срок, если он установлен;

- цену и условия приобретения товара.

Кроме того, продавец обязан по Вашей просьбе предоставить необходимую и достоверную информацию, обеспечивающую возможность компетентного выбора. Задайте продавцу интересующие Вас вопросы. Узнайте, выполнит ли изделие нужные вам функции. Например, голосовые функции, органайзер (календарь, часы, сигнал, калькулятор, таймер, секундомер) и т.п. Выясните, имеются ли в Вашем товаре ненужные вам функции, и решите, стоит ли за них переплачивать и не лучше ли подыскать аналогичный товар без лишних для Вас функций.

Если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

2. КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОКУПКЕ ТОВАРА

2.1. Приобретая товар, потребуйте, чтобы продавец в Вашем присутствии проверил работоспособность товара - функции настройки телефона: функции вызова, ввод текста, установление звука и громкости, запись вызовов и т.д., комплектность изделия, наличие паспорта, гарантийных талонов, инструкцию о правилах пользования (все документы должны быть на русском языке), правильность цены. Потребуйте, чтобы продавец ознакомил Вас с устройством и действием товара.

Обратите внимание, чтобы в паспорте изделия были указаны наименование и адрес завода-изготовителя. Проследите, чтобы работник магазина в паспорте изделия или гарантийном талоне указал дату продажи и поставил штамп с наименованием магазина (организации или фамилии индивидуального предпринимателя). Вместе с товаром потребуйте у продавца кассовый чек, или иной документ, подтверждающий факт покупки.

Отсутствие в паспорте изделия отметки о дате продажи, товарного и кассового чеков хоть и не является, согласно п. 5 ст. 18 Закона, основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя, их наличие, в случае необходимости, значительно облегчит доказывание, где и когда Вы купили этот товар. К тому же, без отметки о дате продажи в паспорте, гарантийном талоне, а равно при утере товарного и кассового чеков, гарантийный срок исчисляется не с даты продажи, а с момента изготовления товара.

2.2. Если продавец отказался поставить отметку о дате продажи в паспорте изделия или документе, его заменяющем, выдать кассовый или товарный чек или предоставить инструкцию по эксплуатации, то лучше воздержаться от покупки.

2.3. Если Вы купили товар надлежащего качества, но он не подошел вам по форме, габариту, размеру, расцветке или комплектации, то Вы не сможете его обменять на необходимый Вам товар, поскольку он входит в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену. Перечень утвержден постановлением Правительства РФ.

3. ПРИОБРЕТАЙТЕ ТЕ ТОВАРЫ, КОТОРЫЕ ВЫ ХОТИТЕ

Продавец обязан передать Вам товар, качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать Вам товар, пригодный для целей, для которых товар обычно используется.

Если продавец при заключении договора был поставлен Вами в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать Вам товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

Запрещается обуславливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных. Продавец так же не вправе без согласия потребителя предоставлять дополнительные услуги за плату. Например, подключение к оператору связи. Потребитель вправе потребовать от продавца возврата сумм, уплаченных за предоставление без его согласия дополнительных услуг.

4. ВАШИ ПРАВА ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ НЕДОСТАТКОВ В ТОВАРЕ

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- замены на товар аналогичной модели;

- замены на такой же товар другой модели с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- расторжения договора купли-продажи.

При этом продавец не должен вмешиваться в процесс выбора Вами одного из указанных выше требований, навязывать свою волю, предлагая Вам, в период гарантийного срока, обратиться в специализированную сервисную службу для проведения ремонта изделия и получения от них документов (заключений, актов, справок о результатах ремонта и т.п.). Поскольку положениями ст. 18 Закона РФ 'О защите прав потребителей' право выбора того или иного требования предоставлено только потребителю, за исключением случаев, если потребитель дал свое согласие на предложение продавца провести гарантийный ремонт.

Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара с недостатком. К таким убыткам могут относиться, например, почтовые расходы при переписке с продавцом или изготовителем по поводу товара с недостатком; расходы на транспорт при поездках к продавцу или изготовителю; расходы на телефонные междугородные переговоры с ними и т.п.

Перечисленные требования по поводу недостатков в изделии можно предъявить не только в случае обнаружения их в течение гарантийного срока, но и после его окончания, но в пределах двух лет. Разница только в том, что в случае обнаружения недостатка в течение гарантийного срока, потребитель не должен ничего доказывать по поводу причин возникновения недостатков, а продавец или изготовитель, если не согласны с требованиями потребителя, обязаны доказать, что недостатки возникли после передачи изделия потребителю (например, нарушены правила использования, хранения или транспортировки изделия, либо недостатки возникли вследствие действий третьих лиц, либо в результате непреодолимой силы). Если они не докажут вину потребителя, то обязаны выполнить его требования.

А если гарантийный срок на изделие не установлен или недостаток в нем проявился после окончания гарантии, но в пределах двух лет, доказать, что недостаток возник до передачи изделия потребителю, обязан потребитель. Перечень экспертных организаций для проведения экспертизы прилагается.

5. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ НЕДОСТАТКА В ТОВАРЕ

При обращении к продавцу с выбранным Вами требованием важно зафиксировать дату обращения, так как с нее начинают исчисляться установленные законодательством сроки выполнения Ваших требований.

Для этого нужно написать претензию в двух экземплярах. Первый экземпляр претензии вручите директору или другому должностному лицу торговой организации (изготовителя) и потребуйте, чтобы на втором экземпляре претензии вам поставили дату получения, штамп торговой организации (изготовителя, индивидуального предпринимателя), Ф.И.О., должность и роспись лица, принявшего претензию. Второй экземпляр претензии с отметкой о получении храните у себя.

Если продавец (изготовитель) отказывается принять у Вас претензию, отправьте ее заказным письмом с описью вложения с уведомлением о вручении. Такой документ, в дальнейшем, будет служить доказательством получения адресатом Ваших требований.

Продавец обязан принять у вас претензию. Если продавец требует проверки качества, не передавайте изделие в его распоряжение предварительно, а условьтесь предоставить его в назначенное время проверки. Обязательно участвуйте в проверке. В случае, если Вы не сможете присутствовать при проверке, передачу товара оформите по акту. В акте очень подробно должно быть отмечено: наличие пломб (если они имеются), заводской номер изделия, наименование типа и модели изделия, наличие или отсутствие механических повреждений и другие важные на Ваш взгляд моменты. В акте должен стоять штамп торговой организации (индивидуального предпринимателя, изготовителя), должность, Ф,И,О, принявшего изделие, дата составления акта. Один экземпляр этого документа храните у себя.

При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. В случае признания экспертизой, что недостатки в товаре возникли по Вашей вине или по другим причинам, за которые не отвечает продавец (изготовитель), Вы будете обязаны возместить расходы по проведению экспертизы, хранению и транспортировке товара. Но заключение экспертизы - это еще не последнее слово и Вы вправе оспорить это заключение в судебном порядке.

Если Вы потребовали отремонтировать товар, рекомендуем обратить внимание на указание конкретного срока устранения недостатка, дату окончания ремонта. Определить дату окончания ремонта важно потому, что в случае просрочки продавец или изготовитель будет нести ответственность в виде неустойки. Если срок выполнения Вашего требования не указан в акте передачи или в претензии, то установленный Законом срок устранения недостатков 'незамедлительно' может вызвать неоднозначное толкование и затруднение в определении конкретной даты окончания ремонта и начала исчисления неустойки. В таком случае, срок ремонта можно определить как минимально необходимый по технологии.

Избегайте в соглашении о сроке устранения недостатков таких формулировок, как 'при наличии запасных частей', 'при поступлении запасных частей', поскольку отсутствие запасных частей может затянуться надолго.

Если вы требуете замены товара на доброкачественный, возвращайте неисправное изделие одновременно с получением нового качественного изделия (т.е., когда Вам безоговорочно заменяют товар).

Если Ваше требование не выполнено продавцом (изготовителем) в установленный законом срок, вы можете обратиться в отдел по защите прав потребителей органа местного самоуправления, работники которого помогут защитить Ваши интересы в досудебном порядке (проанализируют договор, заключенный между потребителем и продавцом (исполнителем), проконсультируют вас по вопросам защиты прав потребителей, окажут методическую помощь в составлении претензии к продавцу (исполнителю) и т.п. А если это не поможет, - оформят исковое заявление в суд. При этом, Вы освобождаетесь от уплаты государственной пошлины.

В исковом заявлении, помимо взыскания основного долга (стоимости товара) и возмещения убытков (расходы на проведение экспертизы, на оплату адвоката), Вы дополнительно потребуете взыскать с ответчика в Вашу пользу: неустойку, компенсацию морального вреда, а в федеральный бюджет - штраф в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

   © Пресс-центр мэрии Новосибирска, 2004-2008.   
Редакция приветствует использование материалов сайта при условии ссылки на источник.
Rambler's Top100