Добро пожаловать!  Приемная мэра  В избранное  Главная страница

Погода

ФОБОС: погода в г. Новосибирск

Полезные ссылки

Система "Город"
Ассоциация сибирских и дальневосточных городов
Стратегический план устойчивого развития Новосибирска
Сайт комитета по делам молодежи мэрии Новосибирска
Новосибирский городской информационно-образовательный сервер
Международная ассамблея столиц и крупных городов

29 ноября состоится первое заседание Совета при президенте России по реализации приоритетных национальных проектов. В состав Совета входит и мэр крупнейшего муниципального образования России Владимир Городецкий.

В беседе с корреспондентами ИТАР-ТАСС он рассказал о том, как сегодня живет Новосибирск - третий по численности город страны, как ведутся реформирование ЖКХ, капитальный ремонт жилищного фонда, благоустройство внутриквартальных территорий и магистралей с применением новых технологий и материалов, как реализуются долгосрочные программы газификации частного сектора, реконструкции ветхого жилья с привлечением средств инвесторов, как работает на новой законодательной основе территориальное общественное самоуправление.

За динамику развития в 2003 году Новосибирск удостоен главной Всероссийской премии "Российский национальный Олимп" и высшего общественного титула "Город России 2002-2003", а мэр награжден орденом "За честь и доблесть". Владимир Городецкий был избран мэром в марте 2000 года, а через четыре года жители города вновь доверили ему возглавить муниципальную власть.

ВОПРОС: Владимир Филиппович, как Вы считаете, с чего необходимо начать работу Совета при президенте, чтобы заявленные планы действительно сказались на улучшении жизни россиян?

ОТВЕТ: Настоящий Совет создан для координации взаимодействия федеральных органов власти, субъектов Федерации и муниципалитетов и выработки предложений для эффективной реализации этих проектов.

Надо сказать, что по всем четырем направлениям, которые президент страны обозначил как приоритетные, мы сегодня работаем в рамках своих бюджетных возможностей. Считаю, что все сферы - и здравоохранение, образование, и доступность жилья, агропромышленный комплекс - выбраны очень четко. У нас здесь очень много проблем, которые необходимо решать. И целевое бюджетное федеральное финансирование в 328,2 млрд рублей, рассчитанное на три года, думаю, значительно усилит действия на местах и повысит эффективность работы по этим направлениям.

На первом этапе нам необходимо понять содержание этих программ и сформировать предложения с мест.

Я как президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов предложил своим коллегам обсудить наиболее важные для нас направления. Что я имею в виду? Скажем, программа "Здравоохранение" очень обширна. Поэтому если мы будем охватывать все и вся, боюсь, конкретно ничего не удастся сделать. Поэтому важно обратить внимание федерального центра на "болевые точки". К примеру, как улучшить материальную базу лечебных учреждений, поставить диагностическое оборудование и так далее.

Одновременно мы изучаем проекты программ, которые уже представили ведомства по своим направлениям.

ВОПРОС: В конце октября в Чите состоялось окружное совещание по проблемам межбюджетных отношений с участием министра финансов Алексея Кудрина. Весьма критично в адрес федеральной власти выступил Ваш читинский коллега. Согласны ли Вы с предложениями, рекомендациями, высказанными сибирскими губернаторами и мэрами?

ОТВЕТ: Заседание совета Сибирского федерального округа с участием министра финансов РФ Алексея Кудрина уже проходило в Новосибирске, Кемерове и вот в конце октября состоялось в Чите. Везде ведется высоко профессиональный, практический разговор о ходе реализации бюджетов субъектами, входящими в округ, о формировании межбюджетных отношений на 2006 год. В данном случае все эти вопросы рассматривались в рамках реализации нового закона федерального закона.

Отмечу, что тотальной критики федерального центра нет, мы работаем в режиме диалога. Лейтмотивом же выступления моего коллеги из Читы, а также ряда губернаторов, глав муниципальных образований было то, что в течение года начинают менять полномочия. То есть федеральный центр принимает решения о разграничении полномочий, финансово не подтверждая их. Скажу вам, что на это замечание министр отреагировал правильно, и наши предложения, уверен, будут учтены.

ВОПРОС: Вы хотите сказать, что федеральный центр прислушивается к рекомендациям регионов и пытается исправить ситуацию?

ОТВЕТ: Несомненно, эффект от таких совместных встреч есть. Например, полгода назад в Кемерове я, говоря о первых итогах применения федерального закона N 131, поставил вопрос о необходимости откорректировать положения закона, который ограничивает нормативом в 30 процентов - ранее было 59 процентов - возможность перечисления подоходного налога в бюджет муниципального образования. Если субъект федерации получит право перераспределить эти налоговые отчисления, увеличив их на 10 процентов в пользу муниципалитета, то он должен будет увеличить эти налоговые отчисления для всех муниципальных округов в своем составе. Это нелогично: один муниципальный округ выступает донором, другой живет за счет дотаций. Новосибирск - супердонор, 72 процентов консолидированного областного бюджета формируется за счет экономики города. А в этом время город имеет дотацию из областного бюджета - в прошлом году чуть более миллиарда рублей, в этом чуть поменьше - 470 млн рублей. Это неправильно, нонсенс! И это актуально не только для Новосибирска, но и для других крупных городов. На совещании в Чите глава Минфина сообщил, что наше предложение было рассмотрено и соответствующая поправка разработана и внесена.

Руководители муниципалитетов говорили на окружном совещании и о том, что нельзя лишать крупные города налоговой мотивации заниматься подъемом реального сектора экономики региона. В местный бюджет не поступают налоги на НДС, на прибыль, на имущество физических лиц. Считаю, это неправильно. И мы будем добиваться внесения соответствующих изменений в законодательство, тем более, аргументы муниципалитетов уже услышаны на федеральном уровне.

Поддержало руководство Минфина и предложение муниципалитетов о необходимости объединения усилий федерального центра с органами местной власти в вопросах ЖКХ. Муниципалитеты отлично понимают, что сегодня нужно очень много реорганизовывать в управлении отраслью, реформировать ее и приводить к рыночным отношениям. Но на протяжении 15 лет в ЖКХ не вкладывались амортизационные отчисления на капитальный ремонт. В результате годами был накоплен "недоремонт", а в тариф эти отчисления не заложены. С этой проблемой сегодня не справятся ни областной, ни городской бюджеты, ни частный инвестор. И чтобы компенсировать отставание многих лет, необходима помощь федерального бюджета. Мы ставим вопрос так: отреагируйте на "болевую точку" всех муниципальных образований, предоставьте целевыми трансфертами регионам 10-20 процентов от профицита федерального бюджета на приведение в порядок жилого фонда.

Не верно и то, что местную власть лишили прерогативы заниматься вопросами социальной поддержки населения. А ведь нет более приближенного уровня власти к населению, чем муниципальная. Думаю, со временем это будет поправлено. Ошибочным считаю то, что промышленная и научная политика не стала полномочиями местного уровня самоуправления. Для такого крупного промышленного города и научного центра, каким является Новосибирск, это, значит, оторвать орган власти от задачи заниматься экономическим потенциалом, а он у нас как раз в науке, промышленности.

Жизнь вносит свои коррективы, и радует, что реакция на все наши предложения есть. Работа будет продолжаться, и закон, уверен, будет работать на благо людей, которым четко будет сказано - какой уровень власти и за что отвечает. Это повысит ответственность власти перед людьми, а также закрепит некие возможности в реализации этих полномочий.

ВОПРОС: Новосибирск - чуть ли не единственный город в стране, в котором реально работают территориальные органы самоуправления. Как строятся взаимоотношения власти и ТОС?

ОТВЕТ: Вы правы, особенностью нашего города является то, что в течение уже четырех лет мы проводим работу по организации настоящего самоуправления людей. Сегодня такая структура создана. И перед ней уже стоит задача повышения качества работы. В городе сформирован большой актив по месту жительства - это 12 тысяч старших по домам, избраны председатели советов микрорайонов.

Система взаимодействия работает по-настоящему эффективно. ТОСы участвуют в управлении жизнью города. Я, например, никогда не принимаю паспорта готовности домов без подписи представителей общественности. Моя, как мэра, задача - дать финансовые лимиты на выполнение благоустроительных работ, а ТОСы совместно с депутатами горсовета, администрациями районов сами должны решить, на что эти средства направить.

Сегодня хорошо поставлена работа по взаимодействию с правоохранительными органами, в том числе участковыми службами, инспекциями по делам несовершеннолетних, с советами ветеранов. Люди следят за порядком сами, выигрывают гранты на осуществление социально значимых проектов по месту жительства. Принципиально важно: мы как бы поэтапно делегируем наши полномочия от органа власти с финансовым обеспечением в размере 3,5 млн рублей бюджетных средств. И я не боюсь, что мы по грантам отдаем их людям по месту жительства. Они очень эффективно используются.

ВОПРОС: Новосибирск - крупный промышленный город. Какие меры применяются властями для развития новых производств и роста промышленной составляющей в городском бюджете? Расскажите о крупных инвестиционных проектах, которые уже реализуются или планируется осуществить?

ОТВЕТ: Сегодня трудно представить развитие города только за счет бюджетных возможностей. Бюджет города, как вы знаете, составляет 14 млрд рублей, больше половины которых идет на закрепленные статьи - зарплата, коммунальные платежи. По сути, на развитие ничего не остается. Поэтому абсолютное большинство направлений развития города осуществляется за счет инвесторов.

Наша задача, как власти, - сделать все возможное, чтобы вхождение инвестора со своим инвестиционным проектом было более простым, по оформлению того же земельного участка, по согласованию инженерно-технических условий. Любые инвестиционные проекты - это налоги, которые остаются на территории города.

Буквально в эти дни открылось новое производство по сборке автомобилей китайской марки. Крупные проекты, реализуемые в городе, связаны с торгово-развлекательными комплексами. В декабре открывается крупнейший гипермаркет "Гигант". Сейчас я ставлю задачу - через инвестиционные проекты решить вопрос строительства третьего моста через реку Обь. В настоящее время в проработке находится целый ряд проектов строительства гостиниц высокого уровня. Также много проектов, связанных с увеличением экономических мощностей города.

ВОПРОС: Вы уже третий год возглавляете совет Ассоциации сибирских и дальневосточных городов. Что удалось сделать?

ОТВЕТ: Опыт работы АСДГ, которой пошел 19-й год, велик. Ассоциация стала неким центром по мониторингу ситуаций в городах Сибири и Дальнего Востока. Постоянно проводятся семинары, конференции по насущным проблемам. Объединившись, мы вырабатываем общие предложения, как решить тот или иной вопрос.

Кроме того, АСДГ - сегодня одна из самых эффективно работающих ассоциаций, объединяющих муниципальные образования. К голосу мэров сибирских и дальневосточных городов прислушивается и общероссийский орган - Конгресс муниципальных образований. В настоящее время АСДГ большое внимание уделяет вопросу реформирования местного самоуправления, и свои предложения мы внесли в Конгресс.

А главное - Ассоциация востребована самими членами. Мы нужны друг другу в решении многих вопросов, стоящих сегодня перед городскими властями, прежде всего, как сделать жизнь горожан комфортнее и благополучнее.

ИТАР-ТАСС, 28.11.2005

   © Пресс-центр мэрии Новосибирска, 2004-2008.   
Редакция приветствует использование материалов сайта при условии ссылки на источник.
Rambler's Top100