Добро пожаловать!  Приемная мэра  В избранное  Главная страница

Погода

ФОБОС: погода в г. Новосибирск

Полезные ссылки

Система "Город"
Ассоциация сибирских и дальневосточных городов
Стратегический план устойчивого развития Новосибирска
Сайт комитета по делам молодежи мэрии Новосибирска
Новосибирский городской информационно-образовательный сервер
Международная ассамблея столиц и крупных городов

ДЕНЬ ГОРОДА

Накануне Дня города мэр Новосибирска Владимир Городецкий ответил на вопросы 'Новой Сибири'

- Владимир Филиппович, давайте поговорим о предпраздничной суете. На мой взгляд, год от года в Новосибирске к концу июня она становится все заметнее. Такое ощущение, что предприятия и организации города не приходится заставлять участвовать в подготовке к этому событию.

- Я не стал бы делить городское сообщество на предприятия и граждан. Все готовятся к празднику, все стараются к этому дню сделать город лучше. Просто стали воспринимать День города как традицию. Как в семье - готовишься к дню рождения и стараешься. Прибраться дома, на стол выставить все самое лучшее. И сам в душе подводишь итог: стал старше на год - да, но хочется, чтобы и на год лучше. А это день рождения всего сообщества - и у всех что-то за год произошло.
Ну и мы о чем сегодня думаем - не о том, что зиму пережили без ЧП, а что получили премию 'Золотой Олимп', получили орден Петра Великого - это ведь тоже оценка и повод отпраздновать. На последней встрече с территориальным общественным самоуправлением я почувствовал, что люди готовились к празднику искренне и без административного давления. Без этого вот - мол, ты, начальник ЖЭУ, давай, делай что-то: Ведь и сам праздник становится другим. Вот День независимости, 12 июня - к нему разве так же готовятся, если объективно? А ведь это государственный праздник, законом введенный.

- По одной новой молодежной радиостанции нам вообще сегодня говорят: все, что было на День города раньше, 'был сплошной беспонтовый отстой'. Но если серьезно, я согласен. Пять лет назад немного по-другому все было. Почему, что меняется?

- Да, немножко не так. Административнее было. Не так душевно. Но мы вышли из того послереформенного периода, когда все было в разладе, все разбалансировано. Мы ведь тогда не говорили о том, что сделали в городе - мы думали, как зарплату выплатить, чтобы задержка не пять месяцев была, а хотя бы четыре. Как рассчитаться с энергетиками, чтобы они включили нас в зиму. Этого, к счастью, уже нет. А сегодня говорим об этапах развития. Небольших, но существующих.
Скудные пока бюджетные возможности для развития, но изменения происходят. А обстановка, когда что-то прирастает, формирует у людей отношение соответствующее, заставляет уходить от потребительского отношения к проблемам. Вот эта разновидность обращений граждан к органам власти, когда копия Путину, губернатору, генеральному прокурору и требование - отремонтируйте подъезд, - этого стало гораздо меньше. Люди видят, что многое в наших руках и понимают, что ни к кому не надо обращаться. И сами становятся увлеченными созидателями.

Это произошло на фоне развития территориального общественного самоуправления. За три года мы создали эту систему, и не административным ресурсом, а на основе инициативы людей. До 24 тысяч человек населения замыкается на каждого из 87 председателей советов микрорайонов. Этим людям доверяют, мы работаем в одной команде. Система взаимодействия жителей города с властью - очень серьезный фундамент настоящего самоуправления. Вот еще один важный фактор меняющегося отношения к нашему празднику.

- Выживать становится не так актуально - хочется уже жить. Поэтому, видимо, приходится менять ориентиры. Для начала приходим к пониманию, что благополучия в квартире, в офисе, на производстве мало, если выходишь и попадешь ногой в яму. Так активный житель дома начинает думать о ремонте подъезда, а директор завода - о том, чтобы во дворе дома, где живут его работники, появилась детская площадка.

- Это точно. Благополучие внутри офиса, когда беспорядок на улице, когда трамвай не ходит, - это не благополучие. Помню, времена планово-социалистические, когда административно закрепляли - это твоя подшефная школа, это сад, двор, улица. Не можем так сегодня. Но предприятия, которые пережили непростые годы после перестройки, нашли свое место в рынке, сами возвращаются к такой системе. Никто их не заставляет - сами берут. И благополучие выходит за пределы заводской территории, на улицы города.

Немного пафосно, но это можно назвать единением. Четыре с половиной года мы, большая часть городского сообщества, были объединены разработкой стратегического плана устойчивого развития до 2020 года. Это был не политический популизм, упаси бог. Такой документ можно было разработать за три месяца - заключить договор с институтом экономики, заплатить деньги, почти все то же получили бы. Но мы это выстрадали. Тысячи людей были вовлечены в обсуждение. По своей инициативе. Без административного ресурса. Люди бизнеса, педагоги, историки, архитекторы, искусствоведы столько времени провели в дискуссиях, спорах, рассуждениях о путях развития города. Мы пытались понять, что легло в основу бурного развития Новосибирска, и что такого есть у нас сегодня для развития в будущем. В итоге появился документ конкретный, прикладной. Сегодня это уже 15 комплексных программ, которые ложатся в основу каждого годового плана социально-экономического развития, утверждаемого сессией городского совета. Приобщенность людей к этому процессу - очень важна.

- Консультанты по стратегическому планированию говорят, что успешная стратегия должна соответствовать ряду основополагающих принципов. Например, что успешная стратегия строится на явных конкурентных преимуществах, которые прослеживаются не в чем-то одном, а в комплексе вопросов.

- Для Новосибирска это само положение города, близость к сырьевым базам Сибири, развитый индустриально и технологически промышленный комплекс и, конечно, научный потенциал трех академий. Задача - добиться разумного взаимодействия всех этих ресурсов. За три последних года нам уже кое-что удалось. Вышли на ресурсодобывающие регионы с предложениями высокотехнологичных продуктов. Я, если честно, скептично к этой идее относился - почему туда? Там же все избалованы деньгами, все за валюту покупают, как мы тут сможем конкурировать? Но когда увидели шквал обращений от нефтяников и газовиков, и через два года разработали 42 вида новых изделий, объединив предложения науки с нашей производственной базой. А потом поняли, что это только одно из направлений.
Так что есть вполне очевидные вещи, которые являются нашим уникальным преимуществом.

- Увы, но до сих пор это не дороги. Хотя несколько лет назад эту тему в предпраздничном интервью вообще не стали бы вспоминать. Потому что кроме ругани ничего в голову не приходило. Но, по нашим ощущениям, лет пять назад ситуация сдвинулась. Ремонт и строительство дорог становится в городе неким приоритетом. Как вы это объясните? Что случилось?

- Здесь нет ничего отдельного, но есть все вместе. В совокупности. С каждым годом дороги в Сибири, и не только в Новосибирске, рушатся и рушатся. Проблема зрела, зрела, и пришло время, когда дальше оставлять ее нерешенной стало просто нельзя. И - абсолютно верно, всего пять лет назад - мы не знали, что такое квадратный метр капитального ремонта, а думали только о текущем ремонте. Занимались им с первых дней, как только лужи ушли, и до конца сентября. А что такое текущий ремонт? Это на год. Больше не получается, и не только в Новосибирске, нигде.

Почему именно пять лет? Когда сидели, думая, как зарплату выплатить и с энергетиками разойтись - это была одна ситуация. Но стал расти бюджет, начала развиваться экономика. И все же немного начало оставаться для развития. Катастрофически мало для такого города, но что-то. Сконцентрировать средства именно на этом направлении - это уже была политическая воля. И сегодня решение дорожной проблемы стало строгой долгосрочной программой. Объемной, последовательной. Если выйти на миллионов пятьсот в год, а не 340 как сегодня, через три-четыре года можно будет забыть, что в Новосибирске были плохие дороги. По крайней мере, на основных магистралях с большим транспортным потоком. На решение проблемы внутридворовых и внутриквартальных проездов чуть больше времени надо.

Кстати, перед Днем города открыли три километра улицы Гоголя, которые были закрыты 17 лет. Комплексно решенный участок - с освещением, светофорными развязками, с полным благоустройством прилегающей территории и дворов. Дальше - строительство улицы Ипподромской до Большевистской. Мы поставили задачу: закончить его за два с половиной года. Это будет первая скоростная магистраль в городе.

- Скоростная магистраль - один из важных атрибутов современного мегаполиса. К сожалению, это не единственное, чего у нас из этого джентльменского набора пока нет. Нет настоящего супермаркета, нет настоящего высококлассного офисного центра, пятизвездочной гостиницы:

- Это с чем сравнивать. С Москвой и Санкт-Петербургом не надо - это субъекты Федерации, у них особые возможности. Сравнивайте с остальными городами-миллионниками. А тут - примерно все одинаковое. У нас сегодня есть осознанная система и выверенные планы, как с этим справляться. Уже осуществлен отвод на четыре новые гостиницы, строится супермаркет на 20 тыс. кв. метров, скоро начнется строительство супермаркета ИКЕА на 70 тыс. квадратных метров. Хотя, увы, в основном я согласен - мы отстаем от статусности столичного города.

- А федеральный центр воспринимает нас как столицу Сибири?

- К сожалению, нет. Думаю, это глубочайшая ошибка. В 89-й год, я тогда работал первым замом, города-миллионники имели особый статус. Мы утверждали бюджет и планы социально-экономического развития самостоятельно, в рамках целевых федеральных программ. Сейчас все изменилось. По законодательству Новосибирск сегодня то же самое, что Усть-Тарка, Татарка или Бердск. То, что наш уровень выше, в Москве понимают, ласково разговаривают, слушают, но каких-то практических привилегий по федеральному бюджету дать не могут - ну, так устроено. Я считаю, это неправильно. И что со временем сможем доказать это.

По новому закону, 131-му, мы в порядке эксперимента работаем уже год, а по всей России он вступит в январе 2006-го. Ничего плохого не произошло, а это уже много, потому что у нас всегда - если реформа, то сначала провал, а потом с трудом выводим ситуацию в позитив. Здесь результат положительный. Но дальше встают вопросы разграничения полномочий, особенно бюджетных. Финансирование складывается так, что бюджет развития для муниципального образования не предусматривается. Зарплату вовремя выплатить можем, проиндексировать ее, коммуналку оплатить. Но развиваться - нет. Если такие города, как Новосибирск, не будут обеспечивать своего развития, то о чем мы говорим? О том, что, кроме зарплаты ничего не надо? Это неправильно. И потом: пока наши возможности не будут напрямую завязаны на результат нашей деятельности, пока размер поступлений в бюджет не будет являться отдачей от развития экономики, мы будем чувствовать себя иждивенцами. И работать с соответствующей эффективностью.

- Еще когда вы про пятизвездочные отели говорили, хотел спросить про ваш кабинет. Это ведь тоже атрибут столичности города. Он не менялся, если не ошибаюсь, лет пятнадцать?

- Восемнадцать.

- Все изменится сразу после открытий пятизвездочного отеля?

- Я думаю, это не связано с отелями. Он мне, с одной стороны, дорог. В нем хоть немного, но поработал Иван Павлович Севастьянов, человек, который не просто стажем работы на посту руководителя города, но и широтой взглядов, результатом работы вызывает реальное уважение. С другой стороны, пока, наверное, это не самое важное. Вот как с дорогами - однажды настанет время, когда уже станет нельзя так - и займемся.

- В заключение - ваши праздничные пожелания аудитории газеты 'Новая Сибирь'.

- Учитывая специфику аудитории вашей газеты, одно хочу пожелать - благополучия. Как и всем горожанам. Только здесь надо понимать, что благополучие вашей аудитории напрямую связано с благополучием города. Если все получится в бизнесе и практической деятельности у людей, читающих 'Новую Сибирь' - это будет основа для благополучия города вполне твердая, последовательная. Со своей стороны скажу, что власть постарается обеспечить долговременные, понятные, открытые условия для этой работы.

Константин КАНТЕРОВ: 'Новая Сибирь'

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваше имя:*
Ваш e-mail:
Комментарий:*
* - обязательные для ввода поля
   © Пресс-центр мэрии Новосибирска, 2004-2008.   
Редакция приветствует использование материалов сайта при условии ссылки на источник.
Rambler's Top100