Добро пожаловать!  Приемная мэра  В избранное  Главная страница

Погода

ФОБОС: погода в г. Новосибирск

Полезные ссылки

Система "Город"
Ассоциация сибирских и дальневосточных городов
Стратегический план устойчивого развития Новосибирска
Сайт комитета по делам молодежи мэрии Новосибирска
Новосибирский городской информационно-образовательный сервер
Международная ассамблея столиц и крупных городов

Бюджет-2003: новаторский, динамичный, сложный

 На июльской сессии городского Совета депутаты обсудили итоги исполнения бюджета за прошлый год. Этот документ был принят за два дня до наступления 2003 года после продолжительных дискуссий на координационном совете, после глубокого и детального анализа на заседаниях всех постоянных комиссий горсовета. Требовалось сверстать бездефицитный бюджет. И, в то же время, не увеличивать долю оплаты населением услуг ЖКХ. В конце концов, доходы и расходы были сбалансированы.

Стратегическое решение

Стоит напомнить, что бездефицитный бюджет мы утвердили впервые за многие годы. Поскольку жизнь показала: соглашаемся на дефицит - значит, сразу закладываем какие-то пробелы, ставим цели, которых не сможем достичь. Это стагнация, совершенно неприемлемая для молодого растущего города.

В итоге, бюджет-2003 получился, на мой взгляд, сложным, но интересным. И во многом беспрецедентным. Начиная с его бездефицитности и достаточно серьезной напряженности. Многие отмечают, что финансирование стало более ритмичным. Действительно, удалось рассчитаться с подрядчиками и поставщиками, которым задолжали раньше. Не возникало вопросов по заработной плате или отпускным.

Поэтому утвердилось общее мнение, что бюджет 2003 года был бюджетом финансового оздоровления. Несмотря на то, что не удалось полностью выполнить все его параметры. План доходов составил - 9445,9 млн рублей. Фактически получили 9237,1 млн рублей, то есть 97,8%. Тем не менее, это хороший показатель - выше, чем по Новосибирской области, отклонение не выходит за рамки действующих нормативов.

Дебет-кредит

Почему фактические доходы оказались ниже, чем рассчитывали? Во-первых, предполагалось, что рост заработной платы будет более динамичным. В итоге, недополучена существенная сумма по налогу на доходы физических лиц. Во-вторых, не выполнены плановые показатели доходов по акцизам - из-за снижения объемов продаж ОАО 'ВИНАП'. Поступления из вышестоящих бюджетов - областного и федерального - поступили полностью и даже с небольшим превышением. Фактически - 1545,2 млн рублей.

В то же время, возникла необходимость увеличения расходов. Вместо запланированных 10057,9 млн фактически профинансировано 10872,6 млн рублей, то есть на 8% больше. За этими цифрами стоят объективные обстоятельства. А именно - погашение кредиторской задолженности и выполнение дополнительных объемов работ.

Кроме того, была погашена сложившаяся задолженность по единому социальному налогу. Иначе работники социальной сферы пострадали бы при начислении пенсий. Ликвидированы долги перед Новосибирскэнерго. Выполнены обязательства прошлых лет перед поставщиками топлива. Всего кредиторская задолженность снижена на 580 млн рублей. Серьезный рывок по сравнению с прошлыми годами.

Дополнительные объемы работ связаны с благоустройством города: ремонтом дорог и внутриквартальных проездов. Все сверхплановые работы выполнены в срок и с хорошим качеством. И, главное, - по настоятельным просьбам горожан.

Ценные крупицы

В конце прошлого года планировалось провести эмиссию муниципального займа на сумму 1,5 млрд. рублей. Такие заемные ресурсы обходятся бюджету дешевле, чем банковские кредиты. Фактически разместили только часть - около 600 млн рублей.

Поскольку мы не получили то, на что рассчитывали, пришлось заимствовать, что повлекло незапланированный рост расходов на обслуживание муниципального долга. Сложная ситуация, и здесь совсем неуместна категоричная оценка. Для сравнения: семья покупает в кредит электробытовую технику или теле-, видеоаппаратуру. Качество жизни поднимается на новый уровень, ну а потом постепенно начинают рассчитываться с долгами. Хорошо или плохо? По-деловому.

Время не ждет. Надо модернизировать технику и технологии. Надо обеспечить развитие самых затратных отраслей городского хозяйства: жилищно-коммунальной сферы, здравоохранения и образования. Они составляют почти 80% расходов городского бюджета. Финансовой поддержки со стороны городских властей требуют и многие другие сферы жизнедеятельности.

И все же, несмотря на трудности, в 2003 году мы серьезно продвинулись вперед (см. диаграмму). Важно, что за четыре последних года бюджет Новосибирска утроился и в 2004 году уже превысил 12 млрд. рублей. Есть намерение и в дальнейшем сохранить достаточно высокую динамику увеличения показателей бюджета. И это - не отвлеченные цифры, а реальное повышение жизненного уровня горожан.

Виктор Вязовых, председатель постоянной комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике городского Совета

'Вечерний Новосибирск' от 15 июля 2004 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   © Пресс-центр мэрии Новосибирска, 2004-2008.   
Редакция приветствует использование материалов сайта при условии ссылки на источник.
Rambler's Top100